Страна Игр, номер #230

Страна Игр, номер #230

МАРТ 2007 г.

Плотоядные мертвецы

 

Страна Игр, номер #230, стр. 230-176-2


После некоторого затишья в первой половине 90-х, зомби вновь оказались на гребне волны и, судя по всему, спускаться в ближайшее время не планируют. И, раз уж нас ожидают долгие годы совместной жизни, давайте-ка попробуем поближе познакомиться с плотоядными соседями.

Происхождение видов

В западной литературе первые зомби появились еще в семнадцатом веке. Разумеется, сходства с привычными нам современными живыми мертвецами у них было крайне мало. Доисторические зомби представляли собой мстительных духов, желавших покарать своих прижизненных обидчиков. Создания эти, являвшие собой весьма недоработанную бета-версию современных живых мертвецов, нас не занимают, посему пропустим три сотни лет и перенесемся сразу в двадцатый век, золотую эпоху зомби.

И здесь сразу же начинаются сложности: термин «зомби» получает два различных толкования. Первое своими корнями уходит к Вуду, одной из наиболее загадочных афро-карибских религий, вторым же нас осчастливили кинематограф и литература. Зомби первого типа – это человек, лишенный посредством колдовства души и вынужденный прислуживать своему хозяину. Зомби второго типа – мертвецы, волей неких загадочных сил восставшие из могил и бесцельно шатающиеся по Земле. Существование зомби первого типа подтверждено документально, ими живо интересуются ученые и даже пишут про них монографии. Разумеется, души у несчастных никто не похищает – на них действуют специальным порошком, блокирующим отдельные участки мозга и превращающим человека в покорного раба. Для нас куда больший интерес представляют зомби второго типа – живые мертвецы. На них мы и сосредоточим свое внимание.

Первый полновесный фильм о зомби появился в 1932-ом году. Черно-белую картину «Белый Зомби» (White Zombie) снял американский режиссер Виктор Гальперин, а роль главного злодея в ней исполнил легендарный Бела Лугоши. По сюжету фильма некий молодой человек влюбляется в девушку и, желая не допустить ее брака с другим, обращается за помощью к местному колдуну, который и превращает миловидную деву в зомби. Все события картины происходят на Гаити, а пакостный колдун, само собой, пользуется магией Вуду.

Среди прочих фильмов о зомби первого типа следует отметить довольно своеобразную картину «Я шла рядом с зомби» (I Walked with a Zombie, 1943) Жака Турнера. Убедительная актерская игра, закрученный сценарий и непередаваемое настроение выгодно отличали этот фильм от многочисленных однотипных поделок. Главная героиня – миловидная сиделка – заботится о супруге вест-индийского землевладельца, которая страдает от некого загадочного психического расстройства. Вскоре обнаруживается, что аборигены практикуют магию Вуду, и благоверная тамошнего феодала имеет к этому безобразию непосредственное отношение… Наметанный глаз без особого труда узнает в фильме «Я шла рядом с зомби» довольно экстравагантное переложение романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» (Jane Eyre, 1847).

Назад на стр. 230-176-1  Содержание  Вперед на стр. 230-176-3