Страна Игр, номер #230

Страна Игр, номер #230

МАРТ 2007 г.

Плотоядные мертвецы

 

Страна Игр, номер #230, стр. 230-176-3


Разумеется, фильмов о Вуду-зомби в первой половине двадцатого века (с небольшим смещением в первую четверть второй) было снято значительно больше. Но большинство их составляли весьма посредственные однодневки, отдельно упоминать которые не имеет смысла. Картины «Король Зомби» (King of the Zombies, 1941), «Человек Вуду» (Voodoo Man, 1944), «Остров Вуду» (Voodoo Island, 1957) и многие-многие другие бесследно проскользнули по темной глади кинематографа и вскорости бесследно сгинули в его бездонных пучинах. Виновным в столь обильной экспансии Вуду-зомби следует признать американского путешественника Уилльяма Сибрука, опубликовавшего в 29-ом году книгу «Магический остров» (The Magic Island, 1929), в которой рассказал о своей поездке на Гаити, знакомстве с магией Вуду и зомби.

Зомби второго типа, живые мертвецы, тоже время от времени проявлялись на страницах ранней кинематографической истории, но тоже довольно быстро осыпались с корабля истории. Вряд ли фильмы вроде «Мести Зомби» (Revenge of the Zombies, 1943), сумасбродного «Зомби на Бродвее» (Zombies on Broadway, 1945) или «Существ с атомными мозгами» (Creature with the Atom Brain, 1955) можно отнести к классике жанра. Главный удар живые мертвецы нанесли в 1968-ом году, и удар этот был чудовищной силы. Впрочем, этому предшествовало еще одно событие, о котором следует рассказать отдельно.

В 1954-ом году увидела свет книга «Я – легенда» (I Am Legend) Ричарда Мэтсона. Главный герой романа – Роберт Нэвилль – оказался единственным человеком, выжившим после того, как эпидемия загадочного вируса обратила всех людей в… вампиров. «Эй! – воскликните вы. – При чем же здесь вампиры, Катя? Речь-то ведь идет о зомби!» А дело в том, что вампиры у Мэтсона совсем не похожи на классических вампиров, доставшихся нам в наследство от романов Стокера и фильмов Тода Браунинга. Существа эти не обращаются в летучих мышей, не обладают никакой мистической силой. Это просто люди, в чьем организме поселились бактерии, питающиеся чужой кровью и снабжающие взамен тело энергией. Действие бактерии таково, что даже мертвые люди способны восставать из могил и отправляться на поиски жертв. По сюжету романа Роберт Нэвилль, запершись в своем доме, держит круговую оборону и пытается разгадать секрет загадочного заболевания. Книга эта входит в золотой фонд американской фантастики. Она дважды экранизировалась (третья экранизация уже на подходе – в конце 2007-го года на киноэкраны выйдет многомиллионный блокбастер), породила целую волну подражаний и вдохновила десятки последователей. Однако не это нас привлекает в ней больше всего. «Я – легенда» безумно понравилась молодому американскому парню Джорджу Ромеро…

Но прежде чем прейти к рассказу о легендарной зомби-тетралогии, упомяну еще два фильм «доромеровской» эпохи. Картина «Зомби-тинейджеры» (Teenage Zombies) Джерри Уоррена увидела свет в 1959-ом году. Зловредные прокоммунистически настроенные ученые собираются обратить всех честных американцев в безмозглых зомби и собираются провести первичные эксперименты на четверых тинейджерах, по глупости своей оказавшихся в ненужное время в ненужном месте. Фильм Рея Дэнниса Стэклера с безумно длинным названием «Неимоверно странные существа, которые померли и стали полузомби!!?» (The Incredibly Strange Creatures Who Stopped Living and Became Mixed-Up Zombies!!?) вышел в 1964-ом году. По сюжету картины, несчастного парня Джерри превращает в зомби коварная колдунья, после чего юноша начинает убивать всех и вся на своем пути. Два вышеназванных фильма – это ранние ласточки зомби-трэша, фильмов ужасов, которые были столь плохи, что в какой-то момент делались безумно смешными. Уморительно плохая игра актеров, самодельные спецэффекты, дурацкий грим, сляпанный на коленке сценарий – все это резко выделяло мусорный хоррор среди своих «серьезных» собратьев. Зомби-трэш «доромеровской» эпохи, впрочем, чаще всего был крайне наивным и очаровательно глупым. Но после того как Ромеро канонизировал живых мертвецов, в жанр ворвались итальянские киноделы-мясники, превратившие зомби-трэш в кровавую вакханалию.

Назад на стр. 230-176-2  Содержание  Вперед на стр. 230-176-4