Страна Игр, номер #235

Страна Игр, номер #235

МАЙ 2007 г.

Крепкий орешек

 

Страна Игр, номер #235, стр. 235-166-2


Крепче только сталь

Что ж, надеюсь, вопрос о жанровой «низости» мы решили и больше возвращаться к нему не станем. Давайте лучше поговорим о нашем сегодняшнем герое. Если вообразить, что среди фильмов-боевиков есть свое дворянское сословие, то фильм «Крепкий орешек» следует считать принцем королевской крови или как минимум герцогом. Высокий титул картина заслужила в 88-ом году, ворвавшись внезапным ураганом в жанровую нишу. В далекие те времена основная масса экшнов создавалась по заложенным еще в 71-ом году Доном Зигелем канонам. Каноны, родившиеся на свет вместе с отличным фильмом «Грязный Гарри» (Dirty Harry, 1971), требовали изображать главного героя, крутого копа, мрачным и жестоким циником, ради поимки преступника готовым нарушить любые законы, способным наплевать на устав и влепить в лоб негодяю пулю из любимого сорок четвертого калибра. «Грязный Гарри» произвел жанровую революцию и сформировал оригинальный архетип, активно эксплуатируемый по сей день (в этом году, кстати, должна была выйти одноименная электронная игра, но, увы, она трагически скончалась, так и не добравшись до наших консолей). «Крепкий орешек» же был одним из первых и, пожалуй, наиболее качественных боевиков, создатели которого полностью отказались от канонов Зигеля. Фактически с выходом «Крепкого орешка» образовалась жанровая развилка — направление Зигеля и диаметрально ему противоположное направление Джона Мактирнана.

Что же такого оригинального придумал Мактирнан, годом ранее, как мы помним, снявший отличный хоррор-экшн «Хищник»? От создателя культового фильма ужаса закономерно было ожидать еще один мрачный и жестокий фильм, но режиссер внезапно совершил поворот на девяносто градусов и сделал очень забавный и удивительно стильный боевик. От героя «Крепкого орешка» за сотню верст веет обаянием, но это не ледяная харизма с неприятным запахом смерти, которой тянет от Гарри Каллахана, главного героя «Грязного Гарри», а харизма теплая, вызывающая уважительное восхищение. Режиссер Дон Зигель и актер Клинт Иствуд проделали титаническую работу, создав персонажа, вызывающего почтительное уважение, балансирующее на грани между восхищением и неприязнью. Режиссер Джон Мактирнан и актер Брюс Уиллис проделали не менее серьезную работу и сотворили героя, с первого взгляда располагающего к себе; героя остроумного, смелого и чертовски родного.

Между тем крайне несправедливо было бы объяснять феноменальную популярность «Крепкого орешка» одним лишь внедрением нового типажа героя. Мактирнан сделал еще несколько весьма существенных открытий, сильно повлиявших на эволюцию жанра. Дабы постичь смысл мактирнановских инноваций, давайте припомним сюжет фильма.

Назад на стр. 235-166-1  Содержание  Вперед на стр. 235-166-3