Страна Игр, номер #235

Страна Игр, номер #235

МАЙ 2007 г.

Крепкий орешек

 

Страна Игр, номер #235, стр. 235-166-1


Боевики (или фильмы жанра экшн) никогда не пользовались особой любовью академического искусствоведения. Причин тому немало: предсказуемость сюжета, акцент на пальбе и взрывах, вторичность (не секрет, что очень часто боевики представляют собой картины других жанров, претерпевшие многочисленные и весьма неумелые ампутации), недостаток психологизма. Каноническая кинокритика относится к экшнам крайне пренебрежительно, а простой зритель их трепетно любит и в определенных ситуациях отдает предпочтение именно боевикам, а вовсе не высоким и сложным жанрам. Все дело в том, что боевики (как и, например, молодежные комедии или простодушные любовные романы, столь же нелюбимые исследователями Большого Искусства) предоставляют зрителю чудесную возможность отдохнуть «мозгами и душою». Фильмы Ингмара Бергмана бесконечно прекрасны, картины Лукино Висконти невероятно сильны, а романы Джойса потрясают до самых остовов собственного «я»… Но, право слово, вряд ли кому-то придет в голову в шумной веселой компании смотреть «Седьмую печать» и «Гибель богов». Маловероятно, что кто-то решится после сверхтяжелого рабочего дня, завершившегося кровожадным дедлайном, читать «Улисс». Не думаю, что кто-нибудь после трех дней напряженной зубрежки и брутального экзамена, с невероятным трудом сданного нелюдю в профессорском обличии, засядет отдыхать с томиком Зигмунда Фрейда. Тут требуется нечто иное…

Произведения, выполненные в развлекательных жанрах, призваны помочь нам расслабиться, хотя бы временно освободиться от шелухи забот и проблем, погрузиться в увлекательное и яркое действо, раствориться в повествовании и отдохнуть. Девушки для данных целей предпочитают легкие картины с выраженным мелодраматическим уклоном, юноши — отдают предпочтение фильмам, насыщенным перестрелками и взрывами. Нам, дамам, приятно ассоциировать себя с очаровательными красавицами, терзаемыми проблемами вселенского масштаба — принять ли предложение киноактера-красавца или дальше покорять сердце нефтяного магната. Молодым людям интереснее представлять себя неустрашимыми супергероями-мачо, защищающими невиновных и наказывающими негодных.

Я не выступаю в роли адвоката дьявола. Действительно, огромное количество произведений, выполненных в «легких» жанрах, являют собой жалкое зрелище. Отсутствие необходимости детально разрабатывать психологические портреты героев, свобода от философской проблематики и кажущаяся простота привлекли в развлекательное кино толпы бездарностей. Труды этих бездарностей и сделали «легкие» киножанры персонами нон грата в мире критики. Однако, отправляясь в поход против «глупостей и безвкусицы», легко в пылу сражения угробить и настоящие произведения развлекательного искусства. Да и есть ли вообще смысл сражаться против того, что помогает человеку отвлечься от тягот и забот и спокойно отдохнуть? Разве не столь же это глупо, как война с диваном или борьба против гамака? Есть смысл сражаться за то, чтобы диваны делали помягче, а гамаки — попрочнее. Но вот воевать против них?..

Разве плохи качественные и красивые боевики? Ну да, «Коммандос» вряд ли можно назвать философским шедевром, а «Рэмбо: первая кровь» — глубокой психологической драмой. Так ведь и не претендуют они на подобные звания. Главное, что это приятные и круто сваренные фильмы, которые под определенное настроение с удовольствием можно посмотреть. В конце концов, не будем забывать, что не бывает плохих жанров, бывают плохие произведения. И когда что-то делается старательно, когда в работу вкладывается душа, то никакая жанровая принадлежность произведению навредить не сможет.

Содержание  Вперед на стр. 235-166-2