F.E.A.R.

Игорь Сонин


Платформа: PC

Жанр: FPS

Российский дистрибьютор: "Софт Клаб"

Зарубежный издатель: VU Games

Разработчик: Monolith Productions

Требования к компьютеру: P4 1.7 ГГц, 512 Мбайт RAM, 3D-ускоритель (64 Мбайт RAM)

Количество игроков: до 16

Обозреваемая версия: PC

Онлайн: http://www.feargame.ru

Достоинства: Образцовый искусственный интеллект, стабильный и современный графический движок, яростные и увлекательные перестрелки.

Недостатки: Откровенно слабый сюжет, содранные со "Звонка" элементы ужастика, слишком однообразные уровни и враги.

Резюме: Игру надо было назвать G.U.N.S. или, в крайнем случае, S.H.O.O.T.I.N.G. и не вводить нас в заблуждение. Не страшно все равно.

Оценка: 8.0

Охотники за привидениями против злых мужиков с дробовиками.

Разработчики долго готовили общественность к выходу F.E.A.R., очень страшного FPS с элементами японских ужастиков. В Сети гуляли аж две демо-версии – одна для многопользовательской игры, другая для одиночной. В наших, российских магазинах можно было приобрести превью-диск "What is F.E.A.R?", владение которым дает право купить полную версию игры немного дешевле. Трагическая история маленькой и очень несчастной девочки, записанная на этом диске, как бы намекала: смотрите, мы делаем игру с серьезным уклоном в хоррор! И только сюжет разработчики обсуждать отказывались. Мол, злодей-телепат захватил полк солдат-клонов и штурмом взял такое-то правительственное учреждение, и вы, прекрасно подготовленный оперативник подразделения First Encounter Assault Recon, высаживаетесь неподалеку, чтобы выкурить негодяев. Теперь мы знаем, почему разработчики так стеснялись рассказывать о сюжете. Дело в том, что на четвертом уровне сюжет заканчивается.

От игры с названием F.E.A.R. (С.Т.Р.А.Х.) поневоле ждешь большего. Конечно, человек, окруженный десятком злых мужиков с оружием, определенно испытывает сильные эмоции. Но все страхи игры, все отсылки к японским фильмам ужасов и зловещему "Звонку" Хидео Накаты свелись к регулярным (примерно раз в уровень) появлениям мистической маленькой девочки. Иногда ей удается напугать, иногда – нет. Сюжет пробуксовывает уже в самом начале игры, вы уровень за уровнем тоскливо преследуете главного плохиша, который то и дело появляется за пуленепробиваемыми стеклами и читает нотации. Многое списали с первого Half-Life: например, у главного героя нет имени, он никогда ничего не говорит, а только слушает чужие рассуждения. Но ни до замечательного повествования Half-Life, ни до действительно страшных Silent Hill или Siren игра не дотягивает. F.E.A.R. хочется обожать за другое: за бесподобные перестрелки.

Эта игра – яркий пример того, как блестящий искусственный интеллект может вытянуть на себе невзрачную, в сущности, одиночную кампанию. Если раньше, желая похвалить AI, все кто ни попадя сравнивали его с мозгами морпехов из первого Half-Life, то теперь у нас есть новый эталон отличных силиконовых извилин. Настолько отличных, что игра со здешними солдатами-клонами больше всего напоминает многопользовательские вечеринки на de_aztec (Counter-Strike, конечно). Враги в F.E.A.R. не лезут на рожон, гранатами выгоняют вас из-за укрытий, обходят с флангов (не стесняясь делать крюки по сто-двести метров), прячутся за колоннами и атакуют, аккуратно высовывая из-за угла одну только винтовку. При этом они разговаривают друг с другом, совсем как живые – если их много и они уверены в себе, вы услышите из соседней комнаты уверенный крик "Advance!", и солдаты, прикрывая друг друга, пойдут на вас. Наоборот, если вы берете верх, противники в панике вызывают подкрепление. Известны даже случаи несоблюдения субординации – на приказ штурмовать комнату, где засел игрок с ракетницей, командир получил эмоциональный ответ "No fucking way!". Солдаты метко стреляют, одолеть их непросто; часто игра сама собой превращается в stealth-shooter там, где дизайнеры уровней об этом и подумать не могли. Услышав разговор за углом, вы можете спрятаться, пропустить врагов мимо себя и расстрелять одной очередью в спину. Или выскочить из-за угла и забить прикладом. Или бросить к ним гранату, выхватить пистолет и подорвать ее в воздухе! И таких запоминающихся мгновений в игре навалом.

Вперед