Перл-Харбор

Юрий ПАШОЛОК


США

Grumman F4F-3(4) Wildcat

Основной американский палубный истребитель на начало войны. Несколько уступая A6M2 в скорости и маневренности, Wildcat обладал неплохой живучестью. В отличие от основного противника, на нем была установлена бронезащита, что было несомненным плюсом в условиях маневренного боя. F4F-3, первая серийная модификация самолета, была лишена протектированных топливных баков. Следующая модель, F4F-4, получила не только защиту баков, но и улучшенную бронезащиту, правда, при этом скорость несколько снизилась. Также у F4F-4 появились складывающиеся плоскости для более компактного расположения самолета в ангаре авианосца.

Характерной особенностью Wildcat было то, что шасси у него, подобно И-16, выпускались и поднимались вручную. Другими словами, для уборки шасси придется раз 20-30 нажимать на соответствующую клавишу. Колея основных стоек шасси довольно узкая, поэтому на посадке надо быть очень осторожным. Существенным недостатком F4F был неважный обзор назад, в бою противник вполне может незаметно подкрасться сзади, и об этом вы узнаете уже по пулям, впивающимся в ваш самолет.

Тактика ведения боя: F4F Wildcat создавался для высокоманевренного боя, а потому тактика у него мало отличается от того же И-16. Поскольку у основного противника (A6M2) скорость выше, не стоит ввязываться с ним в бой на вертикалях. Можно постараться его “перекрутить” или спикировать сверху. Wildcat обладает хорошей маневренностью, а потому сбросить “Зеро” с хвоста сложно, но можно.

Совет врагу: как уже говорилось, Wildcat уступал “Зеро” в скорости, а также в маневренности. Можно попробовать заманить противника в бой на вертикалях или же его перекрутить, но правильнее будет воспользоваться небольшой разницей в скорости и использовать тактику “ударил – убежал”. Топливные баки у Wildcat расположены под кабиной пилота, туда лучше всего и бить. За кабиной также расположено несколько взрывоопасных баллонов, а прямо за двигателем находится маслобак.

General Motors FM-2 Wildcat

Эта “дикая кошка”, как правило, обитала на эскортных авианосцах. FM-2 представлял собой модернизированный F4F-2 Wildcat с более мощным двигателем, измененным вооружением (четыре пулемета вместо шести), а также небольшими изменениями в конструкции. Самолет слегка потяжелел, но благодаря более мощному двигателю его летные характеристики чуть превосходили F4F-3. В отличие от предшественника, FM-2 был не чистым истребителем, а многоцелевым самолетом, способным нести неуправляемые ракеты и бомбы.

Тактика ведения боя: FM-2 в управлении не слишком отличается от F4F-3, но надо иметь в виду, что появился этот самолет в конце 1943 года, и противники у него более серьезные. Чаще всего целями FM-2 были не истребители, а бомбардировщики, и для их уничтожения летных данных модернизированного Wildcat вполне хватало. Что же касается истребителей, то с ними надо быть осторожнее: разница в скорости стала еще более существенной (но совсем ненамного), хотя и бронезащита самолета усилилась.

Совет врагу: для истребителей вроде A6M5 FM-2 более легкая цель, чем F4F-3. Самолет немного потяжелел; хотя более мощный двигатель компенсировал возросшую массу, управляемость стала немного хуже. Расположение внутренних агрегатов у FM-2, по сравнению с F4F-4, осталось прежним, но между топливным баком и кабиной пилота появилась бронеперегородка. Впрочем, если вы подожжете самолет, эта перегородка не будет играть особой роли.

Назад  |  Вперед