THE SIMS: ЖИЗНЬ ПОНАРОШКУ

Олег Коровин


Мы можем сколько угодно восторгаться Doom'ом, Half-Life'ом или Warcraft'ом, но приходится признать: самой продаваемой РС-игрой является The Sims. 20 с лишним миллионов копий (если считать все add-on'ы) - это грандиозно. А для кого-то - чудовищно... Вопрос, который мучает очень многих, особенно тех, кто ненавидит попсу в любых ее проявлениях, - почему? Как могло так случиться, что самой популярной игрой на РС стало то, что и игрой-то назвать можно весьма условно (все-таки симуляторы радикально отличаются от представителей всех прочих жанров)? Чтобы ответить на этот вопрос, придется препарировать игры из бесконечной серии от Maxis и Electronic Arts, а заодно покопаться в человеческой психологии. Без нее тут никак. Одними маркетинговыми фокусами безоговорочную победу The Sims над конкурентами объяснить не получится.

ВСЕ, КАК У ЛЮДЕЙ

Вопрос о том, может ли The Sims считаться игрой, важнее, чем кажется на первый взгляд. Шекспир, конечно, был прав, и роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет. Но в случае The Sims вопрос не в терминах, а в концепции. "Игра про то, как прожить жизнь" - звучит несколько странно, не находите? Особенно если учесть, что прожить эту жизнь в полном смысле слова мы все-таки не можем, потому как в The Sims никто не умирает. Уилл Райт (Will Wright), создатель сериала, предложил нам некое идеальное виртуальное существование. Идеальное - не в смысле совершенное, а такое, которое можно себе только представить и которое возможно только в искусственном мире. Здесь вроде все сходится с теорией: в игры мы играем как раз для того, чтобы пережить нечто такое, что в нашей реальности невозможно. Но странность вся в том, что, несмотря на некоторые очевидные расхождения, The Sims - это и есть наша реальность. Утрированная и местами даже гротескная, но узнаваемая с первого взгляда. Здесь и начинается самое интересное.

Уилл Райт изначально говорил, что его задачей было создать эдакий симулятор воплощения американской мечты. Заметим попутно, что в The Sims нет практически ничего, что делало бы мечту эту исключительно американской, поэтому игра пришлась по душе жителям очень многих стран. "Стыковка" с различными менталитетами прошла легко. Так вот, симулятор этот задумывался прежде всего как пародия. С нашими симами происходило все то же, что происходит и с нами изо дня в день. Только в реальной жизни это обычно вызывает приступ зевоты, а вот в виртуальной то же самое заставляет ехидно улыбаться, а то и смеяться в голос. Причем сказать, что именно в игре было такого смешного, довольно сложно. Ну да, симы говорили на своем "птичьем" языке, который звучал довольно забавно. Они умели выполнять рутинные дела с грацией коров на льду, что тоже никак не ухудшало наше настроение. Но это все мелочи. К ним очень быстро привыкаешь - максимум за неделю. А поклонники The Sims играют месяцами. Некоторые годами... Удивительно, но и по истечении такого срока игра не переставала быть "забавной". Так в чем же дело? Видимо, как раз в том, что на экране монитора мы видели именно то, что и составляет "повседневную жизнь". Если подумать, "За стеклом" - тоже довольно веселое шоу (особенно если убрать оттуда все непотребство и похабщину). Кто бы мог подумать, что рутина - это так смешно? В этом, пожалуй, главный парадокс The Sims. На игру подсаживались в основном от скуки. Причем вряд ли многие из фанатов сериала ловили себя на том, что занимаются в виртуальном мире всем тем же, что в реальном навевает тоску и уныние. Хотя мотивы ухода в The Sims с головой несколько отличаются у разных людей. Но об этом мы еще поговорим.

Вперед