«МАТРИЦА»: ПУТЕШЕСТВИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ

Олег Коровин


Вопросы, которые сыпались на зрителя, стали куда сложнее. И каждый из них вызывал новые: что такое свобода выбора и возможна ли она вообще; существует ли объективная, не зависящая от сознания реальность; в чем предназначение Мессии; какова природа взаимоотношений человека и машины? Ответов на этот раз практически не было. Были намеки, очень много недосказанного. Неужели создателям не достало умения сказать все, что они намеревались? Едва ли. Просто они снова лишь показали дверь. Показали мир без границ. Что будет дальше – решать нам.

СБОЙ В «МАТРИЦЕ»

«Матрица» с самого начала была обречена на то, чтобы по ней сделали игру. Но даже здесь Вачовски снова смогли всех удивить. Enter the Matrix была не просто игрой во вселенной. Она была частью этой вселенной, что и стало главным ее козырем. Но была и одна сложность. Enter the Matrix делали не Вачовски. Да, они писали сценарий и курировали весь процесс разработки, но они не могли сделать игру от начала и до конца. Наверное, было бы неправильно сваливать всю ответственность за недостатки проекта на Дэйва Перри и его команду, Shiny Entertainment. Но вне всяких сомнений мы увидели бы совсем другую Enter the Matrix, если бы отцы-основатели вселенной могли сделать ее самостоятельно.

Не сработала та самая уловка, которая обеспечила популярность оригинальной «Матрице». Не было безупречного action’а, не было идеального блокбастера. Именно за это и уцепились критики. На сей раз имели полное право. Но у Enter the Matrix был и еще один недостаток. Для тех, кто верит в «Матрицу», – куда более серьезный. Игра лишь восполняла пробелы в сюжете «Перезагрузки», позволяла составить более точную хорологию событий, но в ней не было никакого подтекста. Мы, конечно, помним про ссылки на Блаженного Августина и дзен-буддизм, но это скорее дань уважения традиции. Ни на одно «почему» Enter the Matrix не отвечает.

СВЕТ – ВНУТРИ

О любви Вачовски к японской анимации было известно очень давно. Достаточно посмотреть первую «Матрицу», чтобы в этом убедиться. Ни в одном голливудском фильме не было столько заимствований из аниме, сколько здесь. Поэтому сам по себе выход «Аниматрицы» не был таким уж большим сюрпризом. Неожиданностью стал грандиозный успех этого проекта.

«Аниматрица» – вещь исключительно бескомпромиссная. Это уже только для интеллектуалов и эстетов. 9 коротких анимационных фильмов от именитых японских режиссеров (и братьев Вачовски). 9 историй о матрице. 9 взглядов на иллюзию и реальность. Несмотря на всю внешнюю привлекательность каждого фильма, здесь нет ровным счетом ничего, что могло бы удержать у экрана зрителя-казуала. «Аниматрица» не заигрывает с системой. Это то самое «другое» кино. Именно поэтому ее потрясающий коммерческий успех стал сенсацией. Неужели пробуждающихся так много?

Назад   |   Вперед