САБОТАЖ (SABOTAIN: BREAK THE RULES)

Владимир Макаров
ДАЕШЬ ВНЕДРЕЖЬ!
Жанр: first-person RPG
Издатель: Акелла
Разработчик: Avalon Style Entertainment
Информация в интернете: http://www.sabotain.com
К «Саботажу» успел прицепиться эдакий ярлык «русского Deus Ex» – и это определение до известной степени соответствует действительности. По крайней мере, дает приблизительную картину того, чем этот проект является. Сравнение с Deus Ex, в данном случае, конечно, не самая корректная вещь. Но, что ни говори, очень почетная. И, к счастью, появился такой титул не на пустом месте. Это хороший аванс для перспективной и даже закаленной целым рядом обстоятельств игры.
С «Саботажем» связан ряд историй, из которых вытекает как ряд очевидных недостатков продукта, так и ряд не менее очевидных достоинств. Главное – игра разрабатывается уже скоро как три года. А потому выглядит не так мощно, как могла бы. Смотрится пристойно – посмотрите на те же скриншоты, благо у нас есть все основания считать, что наши читатели не слепые. Но проект немолод и этого не отрицает никто. С другой стороны, мы всерьез рассчитываем на хорошую проработку игрового процесса и сюжета. И это гораздо более значимая вещь. Ведь мы имеем дело с RPG, а потому необходимо расставить приоритеты. Мы – правильный журнал. И смотрим на игры под правильным углом. «Саботаж» – не исключение. Берем то, что нужно, для того чтобы ролевая игра считалась состоявшейся, хватаем специальную измерительную линейку и исследуем все так, как следует. Пока результаты положительные. Пациент ни на что особенно не жалуется. Как следствие, не особенно жалуемся и мы. Детские болезни в прошлом, удары судьбы (о них ниже) тоже – «Саботаж» представляет собой сформировавшийся организм. Здоровый организм.
SURVIVOR
«Саботаж» пережил многое. Один раз даже чуть было не умер. Тогда его издателем значилась CDV. В конце концов, закрывшая проект. В первую очередь, из-за собственных проблем с тем самым здоровьем, о которых мы так любим говорить. Проект подхватила «Акелла», не поленившаяся выкупить у немцев все права на игру от московской студии Avalon Style Entertainment. Волчьей хваткой вцепившись в загривок «Саботажу», она тащит проект к неминуемому релизу, до которого осталось не так уж и много времени.
Неподготовленному игроку «Саботаж» зачастую кажется средней руки шутером от первого лица. На недавней КРИ, где проект предлагали попробовать на зуб всем желающим, мы были свидетелями того, как не секущая фишку публика, зачастую, первым делом хваталась за оружие и начинала методичный и не особенно мотивированный отстрел всех, кто попадал в поле видимости. И, кстати, достаточно быстро ловила несовместимые с жизнью повреждения. Если не додумывалась включить бессмертие. Безнаказанно отстреливать всех подряд здесь нельзя. Придут специально обученные люди и укажут, где ваше место. А в данном случае ваше место в ролевой игре, а не в разухабистой стрелялке.
Действие «Саботажа» разворачивается в городе Miracle City и почти никогда не выходит за его пределы. То есть, перед нами неслабых размеров территория, поделенная на неслабых размеров районы. К основной их части можно получить доступ почти с самого начала игры, но бесцельные брожения вокруг да около и любования видами – занятие до невозможности побочное. Лучше и логичнее двигаться строго по сюжету. Благо с ним дела обстоят очень даже неплохо.
REBEL YELL
Предыстория такова. Далекое будущее, людишки расселились по космосу и наваяли некую Империю, со временем, разумеется, погрязшую во всевозможных нехороших делах и в некотором роде деградировавшую. В результате это привело к расколу, когда из состава империи вышла Конфедерация, под знаменами которой собрались «независимые миры». Донельзя вольнолюбивые и вообще вполне симпатичные. Империя, само собой, находится с Конфедерацией в состоянии перманентной войны. Таков расклад. Поначалу все кажется банальным до невозможности. Но это только на первый взгляд. Реальное положение дел оказывается намного глубже, чем можно подумать. И по ходу игры нам все больше и больше будут приоткрываться «тайны мадридского двора» – результат окажется далеким от однозначности.
Наш персонаж – имперский агент, прибывающий в город Конфедерации с вполне очевидной миссией – устроить тот самый пресловутый саботаж, вынесенный в название. Что будет дальше – придется выбирать игроку. В процессе нам выпадет шанс присоединиться к силам Конфедерации. И, если есть желание, вполне можно откреститься от прошлых хозяев. А можно этого и не делать. Получим две принципиально разные сюжетные линии. Более того, выступив на стороне Конфедерации, ты в дальнейшем получишь право на не менее судьбоносные движения. Например, на переход в лагерь Повстанцев, воюющих против обеих «основных» фракций. То есть – отдельная сюжетная линия. У игры три разных концовки, три варианта развития сюжета, и, что немаловажно, все три заслуживают пристального внимания.
FUTURAMA
По ходу выполнения различных сюжетных квестов нам предстоит, естественно, и углубиться в экшен – куда уж без этого. И экшен здесь как раз FPS’ный. Но с некоторым вывихом. Так как перед нами RPG, наш герой (или героиня) оснащен ролевушными параметрами и некоторым количеством скиллов. Все, разумеется, подлежит прокачке. И совсем уж стандартной пальбы по движущимся мишеням не получится.
Все наши перемещения происходят в очень интересном мире с весьма любопытной эстетикой. «Саботаж» нарочито футуристичен, использует кучу sci-fi наработок, и его время от времени бросает в натуральнейший киберпанк. Так что аналогии с Deus Ex уместны и в этом случае. Как и некоторые пересечения, скажем, с эпохальным Syndicate. Особый интерес представляет архитектура зданий. Конечно, не все локации в «Саботаже» удачны, но, прогулявшись по Miracle City, можно обнаружить немалое количество занимательнейших вещиц. Отдельные строения вообще поражают воображение. Что неудивительно, учитывая, что к их проектированию в свое время был привлечен человек, чья специализация – именно архитектура. Есть на что поглазеть. И мы обязательно поглазеем. Уже, вероятно, где-то в мае, а то и раньше. Долгожданный релиз «Саботажа» все ближе и ближе, ведь сейчас проект находится в состоянии бета-версии.
ГЛАВГЕРОИ
Генерации персонажей в «Саботаже» не будет. Есть два основных героя – Кент Рид и Алекс Китон. Готовые, собранные, бери и пользуйся. Впрочем, разрешается их кастомизировать. Хотя за подобные операции немного «оштрафуют». Отличаются персонажи друг от друга не только внешним видом, но и изначальными характеристиками – у них вообще разные классы. Кент – принадлежит к классу commando и делает упор на грубую силу. Алекс – assassin и действует более, если так можно выразиться, утонченно.
РОЛЕВАЯ СИСТЕМА
Ролевая система в «Саботаже» не страдает от перегруженности. Все просто и понятно. Есть пять характеристик: Strength, Dexterity, Intellect, Endurance и Vitality. Каждая отвечает за конкретные вещи. Скажем, Dexterity привязана к Armor Class, а Intellect ко всему, что касается скиллов. Скиллы, в свою очередь, делятся на боевые и дополнительные. Боевые – это умение обращаться с тем или иным типом вооружений. Дополнительные – всяческие stealth-вещички, хакерство, «лечилки» и все в таком духе.
ПОКАТУШКИ
Город в «Саботаже» большой, и топать по нему ногами – не всегда удачное решение. А потому игроку позволено приобретать в собственность автомобили и рассекать на них. Модельки средств передвижений, кстати, весьма симпатичные и вполне футуристичные, так что процесс «покатушек» по населенному пункту – дело очень даже приятственное.
КРАСНЫЕ ФОНАРИ
На заметку тем, кому это интересно. В Miracle City есть целый район красных фонарей. Где, понятно, расположены бордели и всяческие секс-шопы. Нас, впрочем, туда будет заносить по делам. По служебным. Скажем, для добычи компромата на «нужных» людей. Работа у нас такая, можно сказать.