CALL OF CTHULHU: DARK CORNERS OF THE EARTH

Иван Гусев
ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИГРА
Жанр игры: First-Person Shooter / Adventure / Horror
Издатель: Bethesda Softworks
Разработчик: Headfirst Productions
Количество игроков: Один
Информация в интернете: www.callofcthulhu.co.uk
Игровая индустрия находится в постоянном поиске Большого Крутого Сюжета. Оригинальные идеи редки, и приходится черпать вдохновение из кино, комиксов и книг. К последнему источнику – книгам – прибегают реже всего.
В английской конторе Headfirst Productions, вот уже пятый год занимающейся разработкой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, уверены, что вытащили свой счастливый билет. Творчество Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft), одного из лучших писателей в жанре «хоррор», по-прежнему пользуется огромным успехом. Грех было не создать компьютерную игру на 100% хитовом материале.
– Наша главная цель – напугать людей, – заявляет Эндрю Бразье (Andrew Brazier), главный дизайнер Call of Cthulhu. – Мы уверены, что сотворим самую страшную игру всех времен. Согласитесь, славная задача?
ПО МОТИВАМ...
Пересказать сюжет Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth так же сложно, как разобраться в творчестве Лавкрафта. Мифы Ктулху – термин, употребляемый для обозначения таинственного мира, которому Лавкрафт посвятил множество рассказов. Если вкратце: задолго до людей на Земле царила раса древних существ – богов и монстров – из другого измерения. Во главе чудовищ стоял осьминогоголовый бог Ктулху. В наше время этих симпатяшек следует искать в темных лесах, глубинах океанов, канализационной системе Москвы и других таинственных уголках планеты. Древнейшие ждут своего часа, чтобы вернуть себе власть над Землей. Помогают им служители культа Ктулху, мечтающие воскресить своего бога, и поднять его со дна океана. Если запланированная операция пройдет успешно, по телевизору перестанут показывать телешоу «Поле чудес», и людей охватят безумие и жестокость.
Те, кто считают, что Call of Cthulhu создается непосредственно по мотивам рассказов Лавкрафта, ошибаются. За основу взята успешная ролевая настольная игра от компании Chaosium под тем же названием. В свою очередь, англичане из Headfirst добавили новые идеи в мир Ктулху. Ведь стандартная концовка многих произведений Лавкрафта незамысловата: «...И узрел он чудовище, описать которое смертному не под силу...». Современному же геймеру надо не просто «узреть» чудовище – он еще должен получить удовольствие от увиденного, и с чувством глубокого удовлетворения замочить гадину с энной попытки.
РАЗУМ ОТСТУПАЕТ, НО НЕ СДАЕТСЯ
Call of Cthulhu начинается со вступительного ролика. Главный герой в психиатрической больнице пытается покончить жизнь самоубийством. Удастся ли ему суицид? Или утром он очнется в палате, а медсестра с улыбкой скажет: «Куда торопишься, дурашка?» Это мы узнаем, только пройдя игру до конца. Пока же давай просто познакомимся с этим милым душевнобольным, которого зовут Джек Уолтерс.
Джек был одним из лучших полицейских Бостона. Но шесть лет назад в участок поступил роковой вызов: выстрелы в доме за городом. Уолтерс отправился на задание; спустя несколько часов коллеги нашли его без сознания. В открытых глазах застыл ужас. Уолтерса спасли, однако он не сразу вспомнил, с чем столкнулся в таинственном доме. Его мучили видения о странных существах, огромных древних городах, зловещих обрядах. Вскоре Джек уволился со службы, решив стать частным детективом. В 1922 году, незадолго до того, как тяжелые металлические ворота психушки поприветствовали его своим надрывным скрипом, Уолтерс получил новое дело – исчезновение молодого бакалейщика в полузаброшенном городке Иннсмут. Это расследование превратило его самые ужасные кошмары в реальность.
В старом портовом Иннсмуте детектив наткнулся на слухи о языческих обрядах и чудовищах, которых видели неподалеку от города. Таинственным образом исчезают люди. Вскоре Джек узнает: время пришло, служители древнего культа намерены воскресить Ктулху. Разум начинает потихоньку сдавать позиции. Как Уолтерсу удастся победить чудовище ростом в три мили – это уже ваши проблемы, дорогие геймеры. Вы будете играть именно за Джека.
ПОЧТИ НОВЫЙ ЖАНР
Продюсер проекта Крис Грей (Chris Gray) теряется, когда ему задают вопрос о жанре Call of Cthulhu. Бормочет что-то невнятное о «почти новом жанре». Прижатый к стенке, он все-таки признается, что игровой коктейль от Headfirst можно охарактеризовать как first person action adventure. Стоп, а как же survival horror? «Ну, конечно же, чуть не забыл», – улыбается Грей. По атмосфере и манере прохождения игра напоминает такие жанровые столпы, как Resident Evil и Silent Hill, однако вид от первого лица многое меняет.
Закономерен вопрос: чего будет больше – action или adventure? Разработчики оставляют выбор за игроком. Ты сам решаешь, какой стиль тебе подходит: кровавый ‘kill 'em all’ или вдумчивое, неспешное прохождение с минимумом насилия. Call of Cthulhu – не RPG, но некоторые ролевые элементы присутствуют. Чем больше ты палишь по врагам, тем точнее попадаешь. Если же ты предпочитаешь красться, то вскоре игра превратится в полноценный stealth-action.
И еще, как в Fallout – можно вежливо попросить и получить желаемое, а можно взять силой. По ходу игры Джеку потребуется вызволить из тюрьмы человека, располагающего нужной информацией. Хочешь – бери шотган в руки – и вперед, через главные ворота. А можно заглянуть с черного входа, выкрасть ключ от камеры и тихо ускользнуть.
И СНОВА УМНЫЕ МОНСТРЫ...
На маленьком Иннсмуте лежит печать проклятия. Местные жители – крайне неприятные субъекты, встреча с которыми не сулит ничего хорошего. Посреди непринужденного трепа твой собеседник может неожиданно вспылить и схватиться за бейсбольную биту. Не обойдется без встреч с мифическими противниками, которые были рождены богатым воображением Лавкрафта: Великая Мать Гидра, Отец Дагон, Летающие Полипы, Шоггот и, разумеется, Ктулху. Джеку Уолтерсу предстоит бороться как с ними, так и с обезумевшими служителями древнего культа.
Разработчики уверяют: AI выполнен на высочайшем уровне. Прохождение «напролом» чревато многочисленными перезагрузками, которые… негативно скажутся на твоем рассудке. Кроме шуток – количество сэйвов на уровень ограничено. Чтобы сохраниться, Джек должен провести небольшой ритуал. Последствия ритуала негативно сказываются на его психике. Если делать это слишком часто, можно сойти с ума, – а значит, проиграть.
ПОЗДНИЙ РЕАЛИЗМ
«Чем реалистичнее, тем лучше» – таков девиз ребят из Headfirst. Поэтому они отказались от HUD – отображения на экране привычных характеристик. Хочешь узнать, сколько патронов осталось в револьвере – проверь барабан. Как дела со здоровьем? А ты разве не заметил, что оставляешь за собой кровавый след уже добрых полмили, и рискуешь загнуться, если не сделаешь перевязку?
Мы смотрим на мир глазами Джека Уолтерса и видим этот мир точно так же, как он. Особенно интересна система «здравомыслия». При встрече с необъяснимым рассудок начинает собирать вещи для отпуска. Галлюцинации, клаустрофобия, размытое зрение; сдавленные голоса, раздающиеся в голове Джека; приступы паники и даже паранойя – все это важные элементы геймплея. Чем больше Уолтерс узнает о древних существах, тем ближе он к сумасшествию. Психическое здоровье со временем медленно восстанавливается, но с ним лучше не шутить. Стоит Джеку запаниковать по-настоящему, и он не сможет ни толком разглядеть врага, ни прицельно выстрелить.
Другая гордость англичан – реалистичная система здоровья. Никаких health-пакетов, только перевязки и прием лекарств. Даже простой дождь сказывается на персонаже – он начинает дрожать. Если же Джек сломает руку – вызывай «скорую». К счастью, в начале XX века медицина уже позволяет залечивать большинство повреждений.
Арсенал старомоден, но разнообразен. Мы сможем использовать как и вполне обычное оружие (кольт, шотган, люгер, Tommy Gun, коктейль Молотова, огнемет), так и мифическое. Разработчики намекают на возможность использования заклинаний, но предупреждают: магия негативно сказывается на психике.
СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ
Путь игры к геймерам был труден. Дата релиза игры, разработка которой началась аж в 1999 году, много раз отодвигалась по разным причинам. Контракт Headfirst с Ravensburger Interactive был аннулирован после того, как издателя поглотил JoWood Interactive. Целый год игра числилась в сиротах, пока не обрела приемных родителей в лице Bethesda Softworks.
По последним данным, Call of Cthulhu должна отправиться на золото в августе 2004 года, и появится одновременно на персоналке и Xbox. Headfirst также планирует эксклюзивную игру для PS2 под названием Call of Cthulhu: Tainted Legacy, о приключениях внуков Джека Уолтерса. Кроме того, уже объявлено о разработке кросс-платформенного сиквела Call of Cthulhu: Beyond the Mountains of Madness, действие которого развернется во льдах Антарктики. Лавкрафт сейчас в большом фаворе, и Headfirst намерена прокатиться на гребне волны.
– Наша цель – напугать людей. Мы сотворим самую страшную игру всех времен. Согласитесь, славная задача?
По телевизору перестанут показывать телешоу «Поле чудес», и людей охватят безумие и жестокость
ВЫРЕЗАНО И ВЫБРОШЕНО
Когда Call of Cthulhu впервые анонсировали в далеком 1999 году, в списке ее достоинств значился и мультиплеер: кооператив, deathmatch и прочее. Однако впоследствии разработчики сделали упор на сингл; мультиплеер исчез. Также исчезло подразделение игры на несколько больших глав. Изначально предполагалось, что действие будет происходить в разных частях мира, в самых темных уголках Земли. Однако сейчас ясно, что большинство событий развернутся в Иннсмуте.
ВЫРЕЗАНО И ВЫБРОШЕНО 2
Планировалось, что в игре иногда можно будет передвигаться не пешком, а используя технику. Были обещаны полеты на аэроплане, глубинное погружение в субмарине и даже поездка на санях, запряженных собаками-хасками. Собаки-хаски умчались вместе с выкинутой антарктической частью игры.
Как заметил президент Headfirst Майк Вудрофф (Mike Woodroffe):
– Многие идеи великолепны в замысле, но трудно реализуемы. Несмотря на то, что многое изменилось, главные идеи сохранились.
I’M A LOSER, BABY
Жизнь Говарда Филипса Лавкрафта была похожа на жизнь неудачника. Он потерпел крах в бизнесе, едва не лишился рассудка после нервного срыва; при жизни не опубликовал ни одной книги. Слава пришла к нему после смерти, в 1937 году, когда начался бум хоррор-литературы. Рассказы Лавкрафта оказали огромное влияние на добрую сотню писателей-мистиков, которые внесли свою лепту в «собрание» мифов Ктулху. Придуманная Лавкрафтом магическая книга – «Некрономикон» – и по сей день будоражит умы самых разных деятелей искусств.
БЕЗ ПОНТОВ
Игра создается на весьма достойном движке – Netimmerse. Достаточно сказать, что на этом же движке сделана одна из самых красивых на сегодняшний день игр – Morrowind. Все бэкграунды «слеплены» в 3DS Max. Большинство заявленных фич стандартно: высокие разрешения, реалистичная графика, динамичное освещение... В Headfirst не стремятся заломить невероятные требования к железу, желая предоставить возможность поиграть как можно большему количеству геймеров. По их мнению, игра спокойно будет идти на машине класса Pentium III [что-то сомнительно... – ред.].