MMORPG: Девять жизней

Марина Орлова
Чем сложнее компьютерная игра, тем большее значение приобретает интеллект соперника. Неудивительно, что с развитием индустрии электронных развлечений росла и популярность сетевых сражений, ведь играть с другим человеком гораздо интереснее, чем с машиной. Первые онлайновые игры – текстовые MUD’ы – сегодня выросли в настоящие виртуальные миры, в которых одновременно могут присутствовать тысячи персонажей. Этот игровой жанр называется MMOG (Massively Multiplayer Online Game – глобальная многопользовательская онлайновая игра) и даже обзавелся поджанрами. Так, MMORPG – это сетевые ролевики, а MMOFPS – «стрелялки».
Популярность онлайновых вселенных растет с бешеной скоростью. Например, ролевик по мотивам вселенной «Звездные Войны» Star Wars Galaxies: An Empire Divided только за неделю после релиза получил свыше 125 тысяч подписчиков, что стало абсолютным рекордом; а на сегодняшний день их количество превышает 300 тысяч. Каждому игроку в SWG приходится ежемесячно выкладывать абонентскую плату, но это не останавливает желающих попробовать свои силы в онлайне. Впрочем, среди MMOG-проектов довольно часто встречаются и бесплатные (и не всегда худшие).
Есть уже целые страны, население которых буквально помешано на MMORPG, – Южная Корея, например. Софтверные гиганты оценивают перспективы этого жанра очень высоко; чего стоит одно только заявление Microsoft о намерении вложить в ближайшие годы 2 миллиарда долларов в развитие онлайновых развлечений. А в России осенью 2003 года появилась первая MMORPG «Сфера» с абонентской платой в размере $5 ежемесячно, и разработчики, по всей видимости, уверены, что привлекательность этой вселенной окажется для игроков выше, чем покупка одной-двух новинок за те же деньги.
Некоторые западные аналитики причисляют жанр MMOG к средствам ухода от реальности и называют его «героином нашего времени». Другие видят в нем настоящую помощь для инвалидов, пожилых одиноких людей и всех, кто имеет трудности в общении. Еще бы, ведь главная особенность игр этого жанра – одновременное присутствие в игре сотен, а то и тысяч персонажей, управляемых другими людьми. И с каждым из них можно пообщаться, подружиться (или подраться – по настроению). В общем, плюсов не меньше, чем минусов, хотя минусы достаточно серьезны.
Чем же станут онлайновые миры в будущем: средством общения и отличным развлечением или источником разводов и даже смертей? Да-да, случалось, к сожалению, и такое. А бывало, что игроки, наоборот, спасали жизнь своему товарищу, вызывая для него скорую помощь, находясь при этом за тысячи километров.
Эта статья посвящена истории жанра и реалиям сегодняшнего дня. Мы также рассмотрим самые интересные проекты, находящиеся в разработке, выберем себе MMOG по душе и по кошельку, а заодно отметим опасные подводные рифы, на которые так часто натыкаются любители заменить реальную жизнь на виртуальную.
Война по переписке
В 80-х годах ХХ века, когда мониторы были маленькими, дискеты большими, а процессор i80386 считался вершиной прогресса, – об искусственном интеллекте никто не мечтал. Игра в тетрис быстро надоедала, и программисты поняли, что лучший выход из этой ситуации – сделать компьютер не соперником, а посредником между играющими людьми. И тогда на свет появились MUD’ы (автор термина – Р. Трабшоу, 1978 г.), что переводится как Multi-User Dungeons (многопользовательские подземелья) либо как Multi-User Dimensions (многопользовательские измерения).
MUD’ы появились еще в 70-х годах ХХ века и были основаны на так называемой системе D&D (Dungeons & Dragons), своде правил одной из самых популярных настольных ролевых игр. Игроки использовали модемную связь, ведь об Интернете тогда никто не слышал, и вносили почасовую оплату.
Каждый сервер мог принять до 20 пользователей. Сам процесс по сегодняшним меркам выглядел скромно – на экране был... только текст. «Вы видите замок на горе», – сообщала игра. «Я иду к замку», – отвечал игрок. «Вы подошли к воротам, за которыми слышно угрожающее рычание», – издевалась игра. «Я достаю меч и пытаюсь открыть ворота», – не сдавался игрок...
Еще один прародитель современных онлайновых игр относится к жанру PBEM-стратегии. Эта аббревиатура «Play by E-Mail», что переводится как «игра по электронной почте». Суть была (и по сей день остается) простой: игроки отправляют электронные почтовые сообщения, составленные по определенным правилам, на сервер. Сервер обрабатывает поступающую информацию, выполняет команды, суммирует итоги, после чего рассылает результаты хода.
Частота ходов варьируется от одного до нескольких в неделю, и за скучными на первый взгляд сообщениями кроются огромные, густо населенные миры с дипломатией, войнами, строительством и очень интересным общением. Возможно, именно поэтому этот жанр оказался на редкость живучим: даже сегодня в наиболее известные PBEM-стратегии (VGA-Planets, Stars!, Diplomacy) играют тысячи людей по всему миру.
MUD’ы и PBEM-стратегии стали суперпопулярны, а исследователи феномена заговорили об «эффекте Диснейленда» – когда виртуальный мир начинает казаться ярче, интереснее и увлекательнее, чем реальность. Н.А. Носов, говоря об этом явлении, сформулировал замечательный «принцип меланжевой нити». Меланжевая нить – это нить, которая постепенно меняет один цвет на другой. Вначале новый цвет почти незаметен, но его становится все больше и больше, а старого – все меньше и меньше, и в конце концов новый цвет полностью вытесняет старый. Так и виртуальный мир, по мнению многих аналитиков, понемногу вытесняет из сознания человека нормальную жизнь.
Пока специалисты пугали себя и окружающих психологической зависимостью от Интернета и онлайновых игр, издатели оценили перспективы, и процесс, как говорится, пошел. Сегодня существуют десятки крупных MMOG и бессчетное количество мелких, в которые играют сотни тысяч человек.
Ингредиенты для суперMMORPG
Наиболее распространенными многопользовательскими онлайновыми проектами сегодня являются MMORPG, то есть ролевые игры. Успех любой MMORPG зависит от грамотной реализации наиболее значимых составляющих. На наш взгляд, их ровно десять. Это система развития персонажа; сбалансированный PvP и PK-ing, т.е. честные и не очень поединки между персонажами, в отличие от PvM, т.е. борьбы с монстрами; качество коннекта и расход трафика в час; уровень технической поддержки; поддержка кланов и гильдий; оперативно обновляемый официальный сайт с удобными форумами; насыщенность игрового мира событиями и происшествиями; своевременные обновления; грамотный интерфейс; замыкает список хорошая графика (не обязательно «в полном 3D»).
Дополнительно можно упомянуть низкую абонентскую плату или ее отсутствие, хотя опыт показывает, что если игра действительно хороша, то пользователи не придают большого значения необходимости платить в месяц на $5-10 больше. Что до предыдущих десяти пунктов, то в каждой игре они реализуются по-разному, и именно это обстоятельство наряду с игровым миром (фэнтези, киберпанк etc.) придает большое разнообразие многопользовательским проектам.
Система развития персонажа, как правило, строится на упомянутой системе D&D (или AD&D, т.е. более поздней версии). Игрок выбирает внешность своего альтер-эго (от половой принадлежности до формы бороды), один из классов – воин, маг, торговец и прочее, расу (здесь множество вариантов) и путь развития.
Дальше все просто: двигаясь по избранному пути, персонаж набирает опыт и получает бонусные очки, распределяемые игроком на выбранные навыки и умения. Со временем персонаж «растет» до максимально возможного уровня, облачается в лучшие доспехи, вооружается раритетным оружием и завоевывает в составе своего клана или гильдии все, что можно завоевать. После чего его владелец с чувством глубокого удовлетворения стирает игру и покупает следующую.
Однако как бы ни расхваливали авторы любой MMORPG развитие персонажа и увлекательное исследование новой вселенной, рассказывая о сюжете своей игры, это всего лишь красивый фантик. Что до содержимого, то это, как ни банально, абсолютно всегда и везде война. Неважно, с монстрами или другими героями, но война.
Реализация PK-ing’а (players killing) – одна из важнейших составляющих для успеха MMORPG. Перед авторами стоит непростая задача: надо выбрать, на кого будет ориентирована игра. И либо разрешить игрокам аннигилировать все, что движется, как в брутальной Shadowbane, либо карать за «нехорошее поведение» изменением статуса персонажа в игровом мире (Ultima Online, «Сфера» и многие другие).
Одновременно разработчики вынуждены учитывать интересы мирно настроенных пользователей, предпочитающих искусство торговли и ремесленничество военному делу. Пожалуй, одной из самых знаменитых в этом плане является Ultima Online. Те, кто выбрал мирный путь развития, готовы неделями в числе прочего копать руду, чтобы развить своего героя-пацифиста.
Техническая поддержка пользователей – очень важный элемент. В идеале нужно всегда иметь возможность обратиться за помощью к сотруднику компании прямо в игре, чтобы он в кратчайшее время помог справиться с разнообразными неполадками, а то и просто дать совет новичку. У технической поддержки есть и еще одна функция – это борьба с нечестными юзерами, использующими всевозможные хаки; причем делается это зачастую силами других игроков. Например, в Dark Age of Camelot действует неофициальная программа с красноречивым названием Good Citizen. Тот, кто сообщает разработчикам о самых хитрых игроках, нарушающих правила игры, щедро вознаграждается (говорят, можно таким образом «заработать» даже бесплатный аккаунт).
Мы особо выделяем техническую службу, потому что как бы ни была хороша игра, но если пользователи не могут оперативно решать проблемы со связью или «глюками», то они эту игру попросту покидают. А отсутствие или незначительное количество игроков – самое страшное, что может случиться с MMORPG, и обычно ведет к ее краху. Поэтому при выборе игры обязательно зайдите на соответствующие форумы и обратите внимание на отзывы пользователей о качестве технической поддержки проекта.
Средняя стоимость игрового времени составляет $10 в месяц, а бывает – колеблется от нуля (игра freeware) до $20 и выше. Но это далеко не все расходы, ведь необходимо учитывать потребляемый трафик, который не имеет значения только для dial-up пользователей. Хорошим считается трафик, не превышающий 500 Кб в час (пример: EVE: The Second Genesis от Simon & Schuster Interactive).
Обычно на полное развитие персонажа уходит до нескольких месяцев. С учетом разных вариантов прокачки многопользовательская игра может затянуть на несколько лет. А так как в результате оплата этого удовольствия выльется в приличную сумму, то выбор онлайновой игры должен быть взвешенным. И лучший способ узнать все о какой-либо MMOG – посетить форумы существующих в ней кланов. В отличие от официальных конференций, игроки там говорят о создателях игры и о ней самой все, что думают.
Лучшие из лучших
Так с какой игры лучше всего начать знакомство с MMOG? Самые популярные на сегодняшний день представители жанра:
Ultima Online & addons
Разработчик: Origin Systems
Издатель: Electronic Arts
Официальный сайт: http://www.uo.com/
MMORPG с изрядно устаревшей графикой – релиз состоялся 27 сентября 1997 года, – но замечательно сбалансированная и предоставляющая игроку широкие возможности развития персонажа. Игра платная ($13.95 в месяц); впрочем, существует огромное количество бесплатных серверов («шардов»), в том числе в России. Несмотря на заслуженные лавры, многие считают UO хоть и великой, но все же тенью прошлого. Весной 1999 г. официальные серверы покинула почти половина игроков: тогда на свет появился EverQuest.
EverQuest & addons
Разработчик: Verant Interactive
Издатель: Sony Online Entertainment
Официальный сайт: http://everquest.station.sony.com
Самая знаменитая фэнтезийная MMORPG в мире, имеющая на сегодня около 430 тысяч подписчиков. Помимо обычной абонентской платы ($12.95 в месяц) в EverQuest имеется специальный сервер «для самых продвинутых», более стабильный и имеющий улучшенную службу поддержки.
Чаще всего игра упоминается как в восторженных статьях об онлайновых играх в качестве примера успешного проекта, так и в мрачных материалах, где фигурируют «кибервдовы», разведшиеся с мужьями вследствие чрезмерного увлечения последних этой игрой; покончившие с собой юноши и девушки, по разным причинам отлученные от своих аккаунтов и прочие ужасы. Но в этом году должен выйти EverQuest 2, и еще неизвестно, какой из миров окажется лучше, поэтому торопиться с покупкой EverQuest пока не стоит.
Star Wars Galaxies: An Empire Divided (SWG)
Разработчик: Sony Online Entertainment
Издатель: LucasArts Entertainment
Официальный сайт: http://starwarsgalaxies.station.sony.com
MMORPG по мотивам известной саги «Звездные Войны». На сегодняшний день – самая популярная в мире новинка жанра от создателей EverQuest ($14.95 в месяц).
Идеальный вариант для всех, кому надоели фэнтезийные миры. Российская диаспора в SWG, по различным оценкам, уже сегодня превышает 200 человек, и число это постоянно растет за счет притока игроков, наконец-то наигравшихся в UO и Diablo II LoD.
Dark Age Of Camelot & addons
Разработчик: Mythic Entertainment:
Издатель: Mythic Entertainment
Официальный сайт: http://www.darkageofcamelot.com
Действие игры разворачивается в фэнтезийном мире, весьма похожем на средневековую Европу, которую помимо привычных людей и зверей населяют существа из кельтской, скандинавской и других мифологий.
Неоспоримыми достоинствами являются относительно низкая абонентская плата ($9.99 в месяц) и большое количество российских игроков, массово перешедших в DAoC из Diablo II: LoD в 2002 году (большой форум по игре находится по адресу www.ladder.ru).
Помимо этих столпов жанра существует множество других MMORPG, причем у каждой из них есть свои особенности, которые могут серьезно повлиять на выбор. Это Shadowbane, Neocron, Anarchy Online (большой плюс этой игры – официальная локализация в России и как следствие отсутствие проблем с покупкой коробки и оплатой игрового времени), EVE Online, Earth & Beyond, Final Fantasy XI и другие представители жанра, чья популярность быстро растет. Ознакомиться со списком наиболее интересных из них можно по адресу: http://www.mmorpg.com/gamelist.cfm/gameId/0.
Родная речь
А что же у нас в России? Сейчас очень популярен довольно качественный и при этом бесплатный MMOG-проект – стратегия Destiny Sphere (www.destinysphere.ru). Все, что требуется для ее запуска – это браузер MS Internet Explorer версии от 5.0 и плагин Macromedia Flash 6 (Flash MX).
Destiny Sphere – космическая стратегия, в которой общий враг в виде злобных инопланетян напрочь отсутствует, а все сражения и войны ведутся только между игроками. В распоряжении каждого играющего имеется так называемая сота – ограниченная территория, которую необходимо грамотно застроить фабриками, добывающими три вида ресурсов, военными базами, а также научными и археологическими центрами.
Соты объединены в комплексы по 6 сот в каждом; комплексы, в свою очередь, образуют 4 кольца – по одному на каждую расу – плюс кольцо, отведенное под колонии. Захват колоний и война между кланами на «домашних кольцах» и есть суть игры. Полная застройка соты занимает около трех месяцев реального времени.
На момент написания этой статьи в Destiny Sphere играло около 6 тысяч человек и еще около 19 тысяч ожидали активации своих аккаунтов (новые соты вводятся в игру ежедневно, но наплыв желающих слишком велик: подключения к игре приходится ждать почти месяц). Оригинальная DS разработана в Германии и пользуется там большим успехом. Российский сервер живет там же, но с немцами наши игроки пока не пересекаются.
Рассказывая об отечественных проектах, нельзя не упомянуть и первую российскую MMORPG «Сфера» (разработчик: «Никита», издатель: «1С», официальный сайт: http://sphere.yandex.ru/rus).
«Сфера» появилась на свет в ноябре 2003 года. Игра имеет интересные особенности (например, «карма» персонажей и удачная модель PvP) и низкую абонентскую плату – $5 в месяц. При этом пользователи, не имеющие кредитной карты, могут без проблем оплатить игровое время (что весьма затруднительно в том же DAoC’е, где требуется не только кредитная карта, но и серия ловких манипуляций, призванных замаскировать платеж из России).
О других плюсах и минусах «Сферы» пока говорить рано – очень уж серьезные изменения вносит каждый новый патч. Текущую ситуацию в игре можно узнать на ее официальном сайте.
Завтра
Возможно, многие игроки в будущем включат в расходы на онлайновую игру не только стоимость коробки и оплату игрового времени, но и... покупку за реальные деньги виртуальных персонажей, оружия и доспехов на аукционах в Интернете. Несмотря на запреты и угрозы отключения от игры, пользователи EverQuest, Diablo II и других онлайновых хитов активно покупают и продают игровые трофеи, причем стоимость последних может доходить до нескольких тысяч долларов.
Объем такого рода сделок на известном аукционе eBay пока не превышает $100 000 ежемесячно, но уже можно с уверенностью говорить о реальной экономике в онлайновых мирах. Виртуальное государство Norrath (EverQuest), по оценке профессора калифорнийского университета Э. Кастроновы, занимает 77-е место в рейтинге богатейших стран мира – среднегодовой доход на душу каждого обитателя Norrath составляет $ 2266. Между прочим, это как раз между Россией и Болгарией.
Это можно называть психозом, выразительно крутить пальцем у виска и говорить о бегстве от реальности, но факт остается фактом: онлайновые миры становятся популярнее с каждым днем. В них уже сегодня «живут» сотни тысяч людей. И при этом находятся десятки тысяч желающих бесплатно тестировать еще не вышедшие игры. Например, в бета-версию одной из самых ожидаемых MMORPG – Lineage II: the Chaotic Chronicle играло около 38 тысяч человек.
Ожидается и увеличение количества жанров. Большинство многопользовательских онлайновых игр сегодня принадлежат к жанру РПГ, но недавно появившаяся Planetside (www.planetside.station.sony.com), изданная UbiSoft, стала весьма заметным явлением. Игра принадлежит к относительно новому жанру MMOFPS. Шесть серверов могут одновременно принять 30 тысяч игроков, которым предстоит завоевывать научные и военные базы, а также заводы и фабрики, используя оружие будущего. Здесь один в поле не воин – как правило, сражения ведутся с применением авиации и тяжелой бронетехники, причем за каждую из сторон выступают несколько десятков игроков. Planetside – однозначный выбор всех, кто мечтает о симбиозе хорошего шутера и MMORPG.
Помимо шутеров в онлайновый режим пытается перейти даже такой консервативный жанр, как экономические стратегии. Интересная новинка в этом плане – MMOG Strategy под названием Legacy Online, разработанная канадской компанией Oceanus Communications и изданная корпорацией Sega. Это экономическая стратегия вроде небезызвестного «Капитализма» с политическими и социальными элементами и полным отсутствием военных действий. Будущее ее туманно, а с настоящим можно ознакомиться на официальном сайте www.legacyonline.com.
...А в более отдаленном будущем появится The Evolvers, огромный игровой мир с реалистичной графикой, события из которого будут переноситься в настоящий телевизионный сериал. Издатель – компания The UltraPrime Network, сплошь состоящая из известных продюсеров и деятелей Голливуда, отличившихся на ниве создания спецэффектов и написания телесценариев. Все серии будут сниматься на основе событий, запланированных по игровому сценарию, но если игроки совершат нечто особенное, у них будут шансы попасть на «большой экран». Но
Но это все в будущем. Пока что мы еще живем в нормальном мире... Почти в нормальном.
По данным CNN, каждый игрок в EverQuest проводит в игре в среднем по 20 часов в неделю.
Бюджет MMORPG Anarchy Online на момент выхода составил более $ 12 000 000.
Хорошим тоном в любой MMORPG считается отыгрыш роли. Например, если вы погружаетесь в фэнтезийный мир, не стоит брать ник Terminator и разглагольствовать в таверне о преимуществах процессоров Athlon.
После вереницы разводов и самоубийств по причине слишком большой увлеченности игроков игрой EverQuest западные журналисты дали ей «второе имя» – EverCrack.
Девиз компании Origin Systems, Inc., создавшей Ultima Online, был "We Create Worlds" («Мы создаем миры»).
Несмотря на растущую популярность, онлайновым играм еще далеко до настоящих рекордсменов. Самой продаваемой игрой является аркада Super Mario Brothers для приставки Nintendo. В мире было продано около 40 230 000 копий.
Самые ожидаемые MMORPG, находящиеся в разработке: Ultima X: Odissey, EverQuest 2, Lineage II, World of Warcraft, Guild Wars.
Сайты, посвященные играм жанра MMORPG:
www.mmorpg.com
www.mmorpg.net
www.massive-games.com
www.templar-gaming.com