ROME: TOTAL WAR

Александр Кияткин
ЖАНР: RTS/RPG
ИЗДАТЕЛЬ: Activision
РАЗРАБОТЧИК: Creative Assembly
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ: До восьми
ИНФОРМАЦИЯ В ИНТЕРНЕТ: www.totalwar.com
ЭПИГРАФ
Multos timere debet,quem multi timent – Многих бояться должен тот, кого многие боятся
Рим. Величайший и богатейший; утопающий в роскоши и погрязший в пороке. Рим. Равно наслаждающийся и кровавыми боями гладиаторов на арене, и витиеватыми речами ораторов в Сенате. Рим. Начавшийся с двух младенцев, вскормленных волчицей, и распростерший свои крылья над половиной мира. Рим – и сердце великой империи, и сама эта империя. Пред мощью Рима пали все великие города, народы: от гордых египтян до диких кельтов и от воинственных гуннов до свободолюбивых галлов. Все дороги ведут в Рим. И по этим дорогам, как по артериям от сердца, во все стороны известного мира растекались кровавыми реками колонны облаченных в алые плащи римских легионеров. Рим шел, сметая все на своем пути. И невозможно уже было понять: то ли это маршируют римские воины в красных плащах, то ли текут реки крови покоренных народов. Рим вел войну. Великую, как и он сам, непрекращающуюся и всеобщую – Total War.
BELLUM OMNIUM CONTRA OMNES
Было бы странно, если бы разработчики из Creative Assembly, увлеченные романтикой войны и искусством стратегии, не обратили свой взор на Римскую Империю – грандиозное военное государство, ведшее непрекращающиеся войны и прославившее себя в веках деяниями великих полководцев. Так что вполне закономерным кажется, что после знаменитых Shogun и Medieval: Total War нас ждет Rome: Total War, который обещает вознести жанр real-time стратегий к недосягаемым прежде вершинам. Новое творение Creative Assembly переносит нас в эпоху Цезаря и Ганнибала, Кресса и Помпея; в те времена, когда в Колизее еще не пел Паваротти, а на пляжах Средиземного моря не принимали солнечные ванны состоятельные граждане со всего мира. В те суровые годы и на арене Колизея, и на берегах Средиземного моря лилась кровь, слышался звон мечей и боевые кличи. То было время великих философов, архитекторов, поэтов и полководцев. Нас, как вы понимаете, больше интересуют последние. Собственно, одним из полководцев Рима нам и предстоит стать. Действуя под чутким руководством Сената, мы должны будем подавлять восстания, покорять народы и вообще всячески содействовать укреплению и расширению будущей Pax Romana.
Однако честолюбивая кровь истинного римлянина, текущая в жилах нашего героя, не позволит ему ограничиться ролью слуги Сената, не так ли? Тем более что он достаточно талантлив для того, чтобы самому встать над чванливыми и властолюбивыми сенаторами. Завоевывая новые земли для Рима, он получит влияние, достаточное для вхождения в Триумвират, а затем – и для провозглашения себя Императором.
Путь этот будет долог и труден: нужно будет одержать победу и над все еще сильным Египтом, и над упрямыми северными варварами, и над извечным врагом – Карфагеном. Более того, Сенат отнюдь не однороден – не все там жаждут нашей славы, и герою придется продемонстрировать искусство интриги, лавируя между противоборствующими группировками. Но однажды все равно наступит момент, когда груз противоречий превысит критическую массу, и нашему герою придется сказать: «Alea jacta est» – «Жребий брошен», как сказал когда-то Гай Юлий Цезарь, переходя Рубикон и начиная гражданскую войну. Да-да, в игре нам придется сражаться и против своих же – римлян. Вот уж воистину bellum omnium contra omnes – война всех против всех!
VENI, VIDI, VICI
Пришел, увидел, победил. Если бы всегда все было так просто, как это описал Цезарь! Люди, знакомые с предшественниками Rome: Total War, наверняка знают, что игры этой серии – это не традиционные RTS, которые по большей части сводятся к «наклепал побольше народу, пошел и вынес всех к чертовой матери». Здесь, как говорится, думать надо, а также следовать завету нашего великого полководца – Александра Васильевича Суворова-Рымникского: «Не числом, а уменьем». И, похоже, что к новой игре от Activision слова генералиссимуса относится в еще большей степени, чем к ее предтечам. Причина? Причина проста – разработчики старались создать игру, максимально приближенную к реальности и учитывающую все особенности тогдашних боевых действий. Для этого приглашались эксперты по той эпохе вообще и, конечно, по стратегии и тактике в частности. Судя по всему, результат будет впечатляющим – во многом благодаря фантастическому движку, значительно расширившему возможности игры по сравнению с прежними играми серии Total War и сделавшему реальностью то, что прежде казалось сказкой. Но о технической стороне игры – позже.
Итак, что нового в стратегии? Перво-наперво бросается в глаза преобразившаяся стратегическая карта: она обрела еще одно измерение и утратила границы. Последнее обстоятельство заметно осложняет игру, делая ее более реалистичной, глубокой, интересной. Теперь нет деления на земли, принадлежащие кому-то, и посылать свои войска нужно не в какую-то абстрактную зону, а в конкретную точку на карте. Причем, если эта точка располагается поблизости от группы холмов – будьте уверены – когда ваши войска дойдут до точки назначения, вы обнаружите там холмы во всей красе. То же самое и с остальными деталями ландшафта – стратегическая карта полностью согласована с тактической. Более того, разработчики утверждают, что она максимально близка к реальному рельефу местности. Сложно переоценить это нововведение: в отличие от Shogun и Medieval: Total War, игрок сам сможет выбирать поле битвы, подгадывать так, чтобы встретиться с врагом в наиболее удобном для себя месте или постараться избежать встречи, если преимущество явно не на его стороне. Кроме того, становятся возможными такие стратегические приемы, как окружение больших групп противника, препятствие соединению вражеских армий и разгром их поодиночке, обходы и глубокие рейды в тыл противника – да всего и не перечислить! Скорей всего также будет пересмотрен и сам процесс передвижения войск, то есть армия будет двигаться с определенной и вполне вменяемой скоростью, а не прыгать на добрую тысячу миль за ход, как прежде. Причем, скорость перемещения будет зависеть от характера местности, и для увеличения мобильности войск можно будет построить дороги. На фоне таких преобразований появление смены времен года кажется уже мелочью. Тут есть где развернуться нашему стратегическому гению! Да и дипломатические способности понадобятся: дипломатия со времен Medieval: Total War встала на новую ступень эволюции. Теперь можно вести почти настоящие переговоры, добиваясь союза, нейтралитета, дани, обмена и так далее.
TERTIUM NON DATUR
Но когда ты стоишь лицом к лицу с врагом на бранном поле, дипломатия бессильна – тут ты либо победитель, либо побежденный. Третьего не дано. Здесь нужно учитывать все: от самого завалящего холмика до количества лучников у противника и от уровня вражеского генерала до погоды и времени суток (а в Rome: Total War будет и такое!). При этом желательно досконально знать особенности различных подразделений и уметь крыть козыри противника. Свойства разных юнитов, как и раньше, можно посмотреть прямо во время боя, так что запоминать все их особенности необязательно, тем более что юнитов в игре немало – по два десятка на десять с лишним наций. Разработчики из кожи вон лезли (и продолжают лезть), чтобы соблюсти, насколько это возможно, историческую достоверность и наделить свои творения теми же преимуществами и недостатками, которыми обладали их реально существовавшие прототипы. Репутация Creative Assembly говорит сама за себя: у них получится. Могла ли выстоять хваленая преторианская гвардия против грозных египетских боевых колесниц? Был ли у Спартака и его соратников хоть малейший шанс на победу? Все это нам предстоит узнать на собственном опыте.
Ребята из Creative Assembly дотошно воспроизводили и тактику, и боевые построения, характерные для тех времен и народов. К примеру, впечатляюще реализована знаменитая римская «черепаха». Это когда фаланга легионеров полностью закрывается щитами: те, кто по краям, держат их как обычно, а стоящие посередине поднимают свои прямоугольные щиты над головой – и фаланга, накрывшись этаким панцирем, без ощутимых потерь может маневрировать под градом стрел. Неплохо придумано, да? Однако никакой панцирь не спасет римских воинов от «оружия возмездия» ненавистного Карфагена – боевых слонов, которые с неизменным успехом давят и босоногого варвара, и римского центуриона, да еще и несут на спине метких стрелков. Несколько таких монстров способны обратить в бегство целое войско! Вот уж действительно: аrgumenta ponderantur, non numerantur – сила аргументов не в числе, а в весомости. Но и тут смекалистые предки итальянцев нашли чем крыть карфагенский козырь: всем в Риме известно, что нет лучше средства против слона, чем свинья. Думаете, я неудачно шучу или брежу? Нисколько! Это – исторический факт, чья реализация в Rome: Total War дает неплохое представление об уровне исторической достоверности игры. Хотите великолепный рецепт, который выведет из строя или даже заставит работать на вас нескольких боевых слонов противника? Записывайте. Свинья обыкновенная – одна штука; легионеры, не боящиеся грязной работы и поросячьего визга – две-три штуки; смола (или любая другая горючая жидкость) – по вкусу; факел – одна штука. Уже догадались? Правильно: поджигаем свинью и пускаем ее на слонов. Несчастное животное несется вперед и дико визжит, травмируя тонкую психику и чуткий слух гигантов. В результате слоны выходят из-под контроля и начинают давить всех, кого ни попадя. По большей части – своих. Жестоко, но эффективно. Одному Юпитеру известно, сколько свиней пало на полях сражений смертью героев! На месте римлян, я бы памятник хрюшкам поставил – из золота. Но граждане Рима оказались неблагодарными: все слыхали, что гуси спасли Рим, но кто знает о том, что свиньи его спасали ценой собственной жизни, и не раз?
Еще одна серьезно эволюционировавшая часть серии Total War – взятие городов. Прежде эта важнейшая часть любой войны была реализована в зачаточной стадии; смотрелась игрушечно и несолидно. Но в Rome: Total War все совсем по-другому: в распоряжении атакующих осадные башни, длиннющие лестницы, тараны, баллисты. Есть возможность даже сделать подкоп! Осажденные тоже без дела не стоят и всеми способами скидывают прущих по лестницам супостатов в ров, применяя и такие жестокие меры, как кипящее масло. Одним словом, штурмовать и оборонять стены теперь придется по всем правилам военного искусства.
Но взятием стен дело не ограничится – бой перекинется на улицы города. Нужно сказать, что город теперь – это огромное количество полномасштабных сооружений, построенных вами в режиме стратегической карты, и взять его, даже перевалив через стену, будет непросто – бой будет идти в буквальном смысле за каждую улицу, за каждый дом.
QUO VADIS?
Куда идешь? Куда идешь ты, игровая индустрия? В последнее время от твоих семимильных шагов захватывает дух. Вроде бы не так давно первый Quake вызывал восхищение, всего лишь 6 лет назад Total Annihilation произвела фурор своей трехмерностью, а теперь перед нами – Rome: Total War.
Вот по полю колышущейся пшеницы стелются галопом скакуны, несущие всадников в развевающихся плащах. Вот римские легионеры, прикрывшись щитами, карабкаются по лестницам на стену, а забравшись, выхватывают мечи и начинают рубиться с яростно обороняющимися карфагенянами, причем каждый воин находит себе противника и вступает с ним в единоборство, демонстрируя различные удары. Вот мы видим величайшие города древности во всем их великолепии: тут и античное кружево пилонов и колоннад, и грубоватая основательность варварских крепостей, и титанические монолиты Египта, чьи ровные грани – овеществленные мощь и величие. Битвы и в прежних «Total War» выглядели впечатляюще, но издалека. Приближать камеру настоятельно не рекомендовалось – спрайтовые модели превращались в невнятные грязноватые пятна. Но зато сейчас... Детализации каждого солдата позавидовал бы шутер 5-7-летней давности, а таких солдат на поле боя тысячи!!! И все движутся по-своему, во всей красе демонстрируя преимущества технологии motion capture, более того, они даже кричат по-разному (в игре несколько сот разных голосов)! Благодаря этому античные битвы приобрели поистине эпический характер! Чего стоит только выглядывающий из-за титанической крепостной стены Колизей, на фоне которого сошлись в смертельном противоборстве две армии; или группа боевых слонов, расшвыривающих тяжеловооруженных воинов как щепки. Не даром разработчики все время подчеркивают «кинематографичность» игры! И глядя на этот пир образов и звуков, я с тоской думал: «Ну куда тут мне с моим RadeOn 9700? Как говорится, со свиным рылом, да в калашный ряд». Однако разработчики утверждают, что рекомендуемые требования – 2.5 Ghz и GeForce4 – по-божески, одним словом.
CARTHAGINEM ESSE DELENDAM
Creative Assembly все время подчеркивает, что Rome: Total War – игра не только для фанатов Total War. Она, как утверждают разработчики, придется по вкусу всем – для этого они упростили интерфейс и управление. Если верить Creative Assembly, игрок получит гораздо больше возможностей для маневра, при том, что количество управляющих клавиш уменьшится на треть, и даже больше того – управлять происходящим на поле брани теперь можно с помощью одного лишь ручного грызуна. А для упрощения работы с игрой будет введено огромное количество тренингов и обучающих миссий – без них построить Римскую Империю будет сложно. Впрочем, и с ними нелегко – основная компания займет по меньшей мере сто часов. Зная это, понимаешь, почему столько раз откладывался выход долгожданного шедевра: сначала говорили про этот год, потом про январь следующего, а теперь на вопрос о дате выхода разработчики и издатели лишь смущенно улыбаются и говорят: «Next year». Ну что ж, next year так next year. В любом случае, Carthaginem esse delendam – Карфаген должен быть разрушен, товарищи! И в следующем году я намерен вплотную этим заняться.
Действуя под чутким руководством Сената, мы должны будем подавлять восстания, покорять народы и вообще всячески содействовать укреплению и расширению будущей Pax Romana.
Теперь нет деления на земли, принадлежащие кому-то, и посылать свои войска нужно не в какую-то абстрактную зону, а в конкретную точку на карте.
Разработчики из кожи вон лезли (и продолжают лезть), чтобы соблюсти, насколько это возможно, историческую достоверность.
Детализации каждого солдата позавидовал бы шутер 5-7-летней давности, а таких солдат на поле боя тысячи!!!
Если верить Creative Assembly, то игрок получит гораздо больше возможностей для маневра, а количество управляющих клавиш уменьшится на треть.
МИР TOTAL WAR
В 2000 году мир увидел Shogun: Total War – игру, непохожую ни на что, известное нам прежде. Мы перетаскивали по испещренной многочисленными провинциями карте Японских островов фишки, одним движением перенося огромные армии на сотни миль и решая судьбы целого народа; мы командовали сотнями и тысячами солдат на полях сражений, которые были так похожи на настоящие; мы наслаждались эпичностью и размахом, какого еще не было в жанре стратегий; мы использовали убийц и шпионов, растили опытных полководцев и мечтали о единой Японии под властью сегуна. Мы влюбились в эту игру. И ждали продолжения.
Medieval: Total War появилась в 2002 году. Технически и идеологически игра почти не изменилась со времен Shogun, однако в наших руках была уже судьба всей Европы, Северной Африки и части Азии. И размаху, и возможностей для стратегического маневра прибавилось. А каково было разнообразие юнитов и тактик! Наконец, у нас появилась возможность играть за Русь и из пары княжеств, что расположены на отшибе Европы, создать настоящую Российскую Империю.
Чтобы ожидание следующей полноценной игры не было слишком тяжким, в 2003 году разработчики порадовали нас великолепным expansion pack’oм – Viking Invasion, перенесшим нас еще дальше во времени и подарившим не один час приятного, хоть и напряженного времяпрепровождения.
Год 2004 – пришествие Rome: Total War. И этим все сказано.
НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Согласно преданию, Рим был основан то ли в 754, то ли в 753 году до нашей эры двумя братьями – Ромулом и Ремом. Историки этому преданию верят и считают указанную дату реальным временем основания Рима. Правда, в той же легенде говорится, что Ромул и Рем были вскормлены волчицей, но этому историки почему-то уже не верят. Оставим это противоречие на их совести и пойдем дальше.
Первым царем Рима стал один из братьев – Ромул, который создал Сенат – высший орган власти в Риме на протяжении почти всего его существования. С него начинается так называемый царский период в истории Рима, длившийся до 510 года до н.э. За это время Римом правили 7 царей.
С 510 года до нашей эры Рим – республика, правили которой сенаторы. В этот период Римская Республика больше всего воевала и быстрее всего расширялась. Но не один Рим был столь амбициозен и нагл. Одновременно в Средиземноморье появилось еще одно мощное государство – Карфаген. Обоим им было тесновато на одной Земле, и, как обычно бывает в подобных случаях, начались войны. Длились Пунические войны больше ста лет и велись с переменным успехом. И хотя Ганнибал лупил римлян и в хвост, и в гриву, конечный результат был для Карфагена плачевен – уже ничто не могло остановить подъем Рима. Сильно содействовали расширению римских владений такие выдающиеся военные и политические деятели как Сулла, Помпей, Цезарь. Последний стал первым императором Рима. И хотя он был свергнут в 44 году до н.э., а республика восстановлена, уже через 14 лет после убийства Цезаря Рим окончательно стал империей.
Вторым императором был Август, правивший с 30 года до н.э. Тогда, на рубеже тысячелетий, Рим достиг наибольшего могущества и славы. Он был крупнейшим государством Земли, пред которым пали на колени все стоявшие на его пути народы, в которое стекались все богатства мира. Власть Рима распространялась от Африки до Британии. Но, понятное дело, вечно длиться такое благоденствие не могло: внутренние распри ослабили Рим, а внешние враги, почуяв слабость колосса, стали вдвойне агрессивней. Закончилось все это грустно: в 410 году н.э. король вестготов Аларих взял Рим, а в 476 году вождь племени скиров Одоакр сверг последнего римского императора, звали которого, кстати, Ромул – так же, как и первого правителя Вечного города. Так закончилась история одной из могущественнейших в истории человечества империй – гордой и величественной Pax Romana.
ГАЙ ЮЛИЙ
Главному герою Rome: Total War придется во многом повторить путь одной из знаковых фигур для всей истории человечества – Гая Юлия Цезаря. Поэтому не лишним будет познакомиться с этим во всех отношениях выдающимся человеком поближе. Цезарь, происходивший из знатного патрицианского рода Юлиев, был близок к Сенату и постепенно забирался все выше и выше по римской иерархической лестнице, проявляя себя как прекрасный администратор и полководец. Особо Цезарь прославился на почве покорения Галлии, где он задал жару тамошним варварам – предкам французов. Одной из основных причин этого успеха стала удивительная мобильность армии Цезаря: солдаты порой преодолевали по 25 миль в сутки! А это, граждане, – добрых 40 километров! Причем не в шортиках и кроссовках «Nike», а в полной боевой амуниции, с оружием и провиантом на горбу! Историки утверждают, что солдаты любили Цезаря. Оставим это утверждение на их совести (а там уже немало накопилось).
Мощно воюя на периферии подвластных Риму земель, наш герой умудрялся и активно участвовать в политической жизни, пользоваться влиянием в Сенате. Он, в частности, вошел вместе с Помпеем и Крессом в состав Триумвирата – этакого правительства, стоявшего над Сенатом. Члены Триумвирата друг к другу теплых чувств и так не питали, а после гибели Кресса борьба за власть между Цезарем и Помпеем и вовсе перешла в стадию гражданской войны. Благодаря своим полководческим способностям, а также умению гонять солдат со скоростью хорошего велосипеда, Цезарь противников разгромил и стал императором, взяв также титул «отца отечества» и поставив себе прижизненный памятник с надписью «Полубогу». Да, смерть от скромности нашему герою явно не грозила. И действительно: умер он не от скромности, а от огромного количества колото-резаных ножевых ранений, полученных им прямо в Сенате, – не всем, похоже, понравился памятник. Императорствовал Гай Юлий Цезарь около года, но шуму наделал изрядно. И хотя был убит современниками, потомки оценили его по достоинству – как-никак именно в его честь всех римских императоров величали «цезарями».