DOOM III

Головин Петр
Жанр игры: FPS
Издатель: Activision
Разработчик: Id Software
Количество игроков: до 4
Онлайн: http://www.activision.com
"У меня есть револьвер – последнее спасительное средство от неназываемого и неназванного"
Говард Лавкрафт "Амулет"
Темный коридор с едва мерцающими лампами и неясными очертаниями теней становился все ужаснее. Липкий, почти осязаемый страх медленно заползал в каждую клеточку тела, делая следующий шаг еще тяжелее. Казалось, что мир вокруг изменился, подчинив своей жуткой воле все вокруг, и не осталось никого, кто смог бы помочь преодолеть последний отрезок бесконечно длинного пути, пути ведущего в Ад.
Именно с таких, или примерно таких слов можно было бы начать вступительный ролик к очередному творению компании Id Software – великому и ужасному DOOM 3. Но ролика еще нет, а дата выхода игры скрыта непроглядной пеленой тумана, периодически напускаемого на игроков главным думером всего мира – Джоном Кармаком. DOOM 3 станет знаковым событием, в этом ни у кого нет сомнений. На выставке компьютерных достижений E3-2002 творение Id Software было признано лучшей игрой, несмотря на то, что ни журналистам, ни прочей праздно шатающейся публике прикоснуться к ней в живую так и не удалось, а те, кто все-таки имел удовольствие пообщаться с легендой, еще долго не могли придти в себя от перенесенного шока. Этот проект готовится с одной единственной целью – вывести индустрию компьютерных развлечений на новый виток развития, предоставив нам совершенно новый вид реальности, объединив в себе все представления о том, какой же на самом деле должна быть идеальная игра. Цель, поставленная разработчиками, еще никогда не была так близка к воплощению, но в том, что она будет достигнута, можно даже не сомневаться.
РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
История игры началась в далеком 1993 году, когда небольшая компания программистов выпустила в свет проект, на который до сих пор равняются разработчики по всему миру, считая за несомненный комплимент, когда их детище сравнивают с DOOM. Чуть позже было продолжение – великолепный DOOM 2: Hell on Earth, являвший по тем временам невероятно красивую графику, сочетавшуюся с увлекательным геймплеем. Сейчас она уже не производит такого же впечатления, но тогда эта игра была своеобразной вершиной эволюции, в нее играли запоем, надолго выпадая из реальности. Это была настоящая революция, которая во многом определила тот путь, по которому до сих пор движутся все компьютерные игры. Уже тогда начали рождаться легенды, неизменно сопровождающие любой культовый проект. По одной из них, Джон Кармак просто-таки заставил своих людей заняться разработкой DOOM 2, ведь тогда в успех подобных игр программисты практически не верили. Но время все расставило на свои места, и скоро мы сможем насладиться продолжением легендарного шутера. С развитием технического прогресса изменилось очень многое, неизменным остался только дух, благодаря которому DOOM до сих пор остается лучшим среди равных. Третья часть судьбоносного сериала начала разрабатываться еще давно. Практически сразу после выхода Quake 3, Id Software заявила о том, что в ее недрах ведется работа над совершенно уникальной игрой, достоверная информация о которой появилась только в 2001 году. Предположений по поводу того, что бы это могло быть, было очень много, но представленные достопочтенной публике скриншоты, повергли всех в состояние тихой паники. ''Это же новый DOOM'', – твердили все. Но тогда никто даже представить себе не мог, что на самом деле скрывается за этим многообещающим проектом. Триумфальное возвращение казалось близким как никогда, но релиз был и остается еще очень далеким.
ЧТО НАМ СТОИТ DOOM ПОСТРОИТЬ
Вся информация об игре является тайной за семью печатями. В прессу регулярно просачиваются новые картинки из игрового и околоигрового процесса, но Кармак и приближенные к нему люди хранят гробовое молчание, нарушение которого подобно смерти. Наверное, им есть чего опасаться, ведь даже при беглом взгляде на скриншоты становится понятно, что DOOM 3 станет новым прорывом на всех фронтах, особенно – на графическом. Выпадающая на пол челюсть в сочетании с невнятным бормотанием – вот самые верные признаки того, что перед тобой находится именно DOOM, а не какая-то другая игра. После нескольких просмотров короткого ролика челюсть постепенно встает на место, хотя особо впечатлительным ее все-таки приходится подпирать. Поверьте, статичные изображения не дают и половины тех ощущений, которые производит игра. Появившаяся после позапрошлой выставки E3 альфа-версия трех небольших этапов, только подлила масла в огонь. ''Какое будет оружие? Насколько большими и пугающими будут монстры? Какой, наконец-то компьютер понадобится для игры?'', – тогда мы не получили и половины ответов на мучающие всех вопросы. Кстати, до сих пор в сети ходят слухи, что ответственные за разгильдяйство, повлекшее за собой утечку альфа-версии игры были жестоко наказаны самим Кармаком. Другие же источники утверждают, будто мэтр сам распорядился пролить свет на свое детище таким необычным способом. Так или иначе, это был первый, но далеко не последний опыт общения с прекрасным. Не иначе, как обиженный на своих сотрудников Джон, решил усилить меры безопасности. Наверное, повысил всем зарплату, чтобы неповадно было у самих себя воровать. Но мы немного отвлеклись. Итак, графика нового DOOM поражает даже видавших виды игроков. ''После игры в DOOM 3, все остальные игры покажутся вам кукольным театром'', – говорит директор Id Software Тодд Холленшид. Плавная анимация, великолепное освещение, точнее, практически полное его отсутствие, отличные тени и сногсшибательные спецэффекты – именно это бросается в глаза тому, кто в первый раз видит скриншоты или ролик из игры. И если верно то, что по одежке встречают, то DOOM 3 должны встречать с оркестром и официальными лицами. Движок выдает потрясающую картинку, практически не отличимую от реальности, если конечно кто-нибудь имел удовольствие встречаться с настоящими демонами, импами и прочими тварями в настоящей жизни. Не встречались – вам повезло. Просто поверьте разработчикам, если где-нибудь и существуют подобные монстры, выглядеть они будут примерно также как в DOOM. По словам главного дизайнера проекта, Тима Вилитса (Tim Willits), графическая часть игры доведена до совершенства, и в оставшееся до выхода время работники Id Software будут заниматься наполнением игрового мира различными пугающими тварями. Отдельных слов похвалы заслуживает дизайн монстров. Несмотря на то, что действие игры снова происходит в различных частях космической колонии, среди уже знакомых по предыдущим частям врагов, к дружной компании были добавлены новые персонажи. Одним из главных и, несомненно, самым эффектным из них можно считать полумеханическое чудовище, ставшее своеобразным олицетворением нового DOOM. Речь идет, естественно, о создании, знакомом всем по небольшому скриптовому ролику в туалете. Помните? Милая такая собачка, не правда ли. Наверняка, в недрах темных коридоров марсианской станции мы сможем наблюдать и других, не менее колоритных персонажей, но это будет сюрприз, который еще впереди. При этом количество полигонов, потраченное на создание даже самого заурядного монстрика, естественно, не афишируется, но известно, что оно превосходит среднее число треугольников и квадратов, используемое в любой другой игре. Выводы делайте сами. Впрочем, все уже давно свыклись с мыслью о том, что следующим шагом после покупки диска с DOOM 3 будет модернизация компьютера. Ведь увидеть невероятно правдоподобную кровь, разрываемых на куски людей, отличные взрывы, огонь и прочие прелести смогут обладатели исключительно продвинутых машин. Правда, отчаиваться еще рано – разработчики заверяют, что насладиться игрой смогут и владельцы более слабых железных коней, правда при этом придется значительно пожертвовать качеством картинки.
И ВСЕ-ТАКИ ОНИ ВЕРТЯТСЯ
Разумеется, что при таком графическом оформлении, игра должна обладать совершенно уникальной атмосферой. По утверждениям разработчиков, DOOM 3 будет держать нас в постоянном напряжении, заставляя нервно вздрагивать и кричать ''Мама'' и ''Помогите'' каждые пять минут игры. Неожиданно выскакивающие из темноты существа, странные тени, ужасающие звуки – все это заставит покрываться тело мурашками при прохождении очередного этапа. Именно поэтому дизайнеры Id Software особое внимание уделяют самым мелким деталям, не заметным на первый взгляд. Особо слабонервным советую запасаться нашатырным спиртом, ведь атмосферу игры можно описать одним словом – Ад. Не меньшее внимание уделяется поведению врагов. По заверению авторов искусственный интеллект монстров будет кардинально отличаться от всего того, что мы привыкли видеть ранее. Лучше всего поведение адских созданий комментирует главный дизайнер Id Software: ''Твари в игре не будут переговариваться между собой по рации или демонстрировать чудеса командного боя. Среди них будут глупые и хитрые, но независимо от уровня своего интеллекта, все они будут вести себя так, как и должны вести себя существа, ведомые ненавистью и способные только на одно действие – убивать''. Это не значит, что, увидев очередную жертву, монстры кинутся на нее в надежде урвать кусок побольше. Наоборот, они будут стараться выжить, поэтому в игре мы сможем часто видеть картину, когда одна страшная тварь может накинуться на другую, давая игроку возможность пройти мимо совершенно незамеченным. Вообще, реализм DOOM 3 поистине впечатляет. Пройти игру можно будет совершенно разными способами. По заверениям разработчиков в игре совершенно обычной будет ситуация, когда заметив большого зубастого зверя, изучающего местность в поисках добычи, мы сможем просто отойти в темный угол и подождать пока тварь не удалится. Возможно, присутствие чужака не останется незамеченным, но тогда это уже будет не наша проблема. В общем, кто не увернулся – я не виноват, ведь еще не родился тот монстр, который смог бы поспорить с убойной силой пулемета или бензопилы. Кстати, именно с использованием бензопилы связана одна интересная и веселая байка, согласно которой, особо проворные зомби смогут использовать это весьма грозное оружие в своих корыстных целях, и будут нападать не только на игрока, но и на других обитателей темных углов в надежде отрезать им руку, ногу или какую другую часть тела. Думаю, такое зрелище никого не оставит равнодушным. Еще одним достижением компьютерного реализма, которым так гордятся создатели – это уникальная система rag-doll. Она заключается в том, что если выстрелить в мирно прохаживающегося по темным коридорам зомби из шотгана, или выпустить ракету в импа, притаившегося на потолке, враг не просто упадет, а отлетит назад, демонстрируя абсолютно правдоподобные движения рук и ног. При этом разработчики скромно умалчивают о невероятной физической модели. DOOM 3 станет одной из первых игр, в которых нам уже не придется задумываться над тем, разобьется вон та полка или монитор если в них выстрелить, или нет. Любое действие по изменению окружающего мира, производимое игроком, будет оставлять след, а все объекты станут реагировать между собой максимально реалистично, еще глубже погружая в темную реальность происходящих на мониторе событий. На выставке Е3-2002 один из программистов Id Software весьма убедительно демонстрировал реальность физического мира с помощью ящика, по которому он стрелял из пистолета. С каждым выстрелом картонная коробка подпрыгивала, ударялась об стены, а на ее боках оставались реалистичные дырки от пуль. Говорят, что во время показа этого игрового момента, в темном углу нервно переминались с ноги на ногу разработчики из Valve. С физической моделью вообще, и искусственным интеллектом в частности, связана очередная легенда, утверждающая, что если уничтожить все источники света в отдельно взятой комнате, то монстры просто побоятся входить в непроглядную тьму, а будут терпеливо ждать вашего появления на свет. Пока не совсем понятно, как это сможет помочь в прохождении, но сам факт такого поведения говорит о многом. До выхода игры трудно судить о достоверности всего вышесказанного, но, глядя на ролики и скриншоты, невольно заставляешь себя поверить такому развитию событий. И если то, о чем говорят разработчики, сбудется хотя бы на половину, нас ждет совершенно уникальный геймплей, который пока даже не с чем сравнить.
ИСТОРИЯ В КАРТИНКАХ
В отличие от прочих составляющих игры, сюжет известен более или менее точно. К работе над ним привлечен голливудский сценарист Мэтью Костелло, замеченный ранее при создании знаменитых квестов 7 Guest и 11 Hour. Поэтому можно не сомневаться в том, что DOOM III будет иметь весьма сильную сюжетную линию. Большая часть игры будет проходить в научных комплексах Union Aerospace Corporation, где ученые проводили эксперименты по телепортации. Именно проводили, так как в результате одного из опытов в мир попадает абсолютное зло, ведущее за собой легионы разнокалиберных монстров и превращающее людей в злобных зомби. В первых этапах игры, до начала трагических событий, главный герой будет ходить по базе, общаясь с многочисленными NPC. Возможно, от них можно будет получить какую-то важную информацию. Длительность игры пока не известна, но разработчики склоняются к быстрому и динамичному экшену, действие которого будет происходить на протяжении примерно двадцати этапов. ''Мы хотим сконцентрироваться на непревзойденной одиночной игре, и поэтому количество уровней и декораций не имеет принципиального значения. Игрок должен ощущать себя неотъемлемой частью мира, в котором он находится, и мы постараемся сделать так, что бы он оставался у экрана как можно дольше'', – говорит Джон Кармак. Также не совсем известно, какая система сохранений будет использоваться при прохождении, но, по всей видимости, записываться где попало нам не дадут. Возможно, для создания сэйвов будут использоваться какие-либо точки, наподобие пресловутых печатных машинок из всем известной игры, а возможно, и этот вариант более правдоподобен, запись будет происходить между уровнями.
ПУГАТЬ, ТАК ПУГАТЬ
Заверения разработчиков о том, что они хотят сделать свою игру, максимально приближенной к реальности, всегда вызывали легкую иронию. Действительно, о какой реальности может идти речь, если действие DOOM происходило и происходит в фантастическом, выдуманном мире. В одном из интервью Джон Кармак заявил: ''Мы стремимся сделать такую игру, которая могла предоставить вам полную свободу действий в сочетании с невиданным до сих пор реализмом. DOOM 3 можно будет сравнить с хорошим фильмом, с той лишь разницей, что теперь главным действующим лицом будет сам игрок. Да, игра будет пугающей настолько, насколько это вообще возможно, но в этом и заключается ее прелесть''. Ну что ж, подобные заявления можно услышать довольно часто, поэтому торопиться с оценкой таких слов не стоит, хотя и не доверять лучшему производителю FPS в мире причин пока не было. Но хороший фильм не может обойтись без хорошей музыки. Мистически мрачная атмосфера игры просто немыслима без запоминающегося музыкального сопровождения. Говоря о звуковом оформлении DOOM 3, нельзя не упомянуть имя Трента Резнора (Trent Reznor), ответственного за написание музыки и звуковых эффектов к Quake. Показанная на Е3-2002 альфа версия игры также была записана при его непосредственном участии. Вскоре после этой выставки Кристиан Энтклоу Cristian Antkow (дизайнер, ответственный в том числе и за звуковое оформление, именно его голосом говорил комментатор в Quake 3) заявил, что при написании музыки и звуков для финальной версии будут участвовать и некие другие люди, что подтвердилось в январе 2003 года, когда Id заявила о найме звукорежиссера для работы над DOOM 3. Процесс озвучивания – это огромный объем работы, несравненно больший, чем в случае с Quake. Создается впечатление, что Резнор просто не смог справиться с возложенной на него задачей. Так или иначе, но вопрос музыкального оформления игры находится сейчас на неопределенной стадии, хотя сомневаться в его качестве нет никаких причин, ведь в Id всегда знали толк в хорошей музыке.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
Время от времени появлялись слухи, о том что в DOOM 3 не будет мультиплеера. Да, Кармак всегда говорил, что новая игра рассчитана прежде всего на одиночное прохождение, однако, остаться в стороне от сетевых баталий творению Id все-таки не суждено. Немного поразмыслив, команда разработчиков решила включить в игру многопользовательский режим, который и был продемонстрирован на международном турнире QuakeCon 2003, проходившем с 14 по 17 августа в Далласе (США). Итак, мультиплеер DOOM 3 характеризуется как не слишком быстрый, в большей степени ориентированный на стремительные атаки, чередующиеся с длительными прятками в темноте. Многопользовательский режим пока поддерживает только четырех игроков, что связано, в первую очередь, с системными требованиями. Среди объявленных режимов заявлены традиционный deathmatch и last man standing. Больше о нем сказать ничего определенного нельзя, но тот факт, что он был представлен даже раньше, чем сама игра, говорит о том, что Id возлагает на него определенные надежды.
БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ
Вот, пожалуй, и все, что пока известно об одной из величайших игр современности. Годы кропотливой работы не пропали даром, и дело здесь не только в великолепной графике и отличном геймплее. Большая часть успеха лежит на плечах ее непосредственного создателя – Джона Кармака, давно доказавшего, что он способен создавать не просто игры, а настоящие шедевры. ''Я бы пожелал тебе удачи, но уже сделал это в тот самый момент, когда впервые тебя увидел'', – именно эти слова, произнесенные одним из героев Толкиена, приходят на ум, когда в очередной раз просматриваешь видео из игры. Желать успеха детищу Id не нужно, оно в этом не нуждается. Еще задолго до выхода стало понятно, что DOOM 3 станет культовой игрой. Это уникальный проект, который был обречен на успех с самого начала. Сейчас его можно сравнить с огромным айсбергом, у которого на поверхности видна только самая малая часть, а все самое впечатляющее находится где-то внизу. Игра являет собой редчайший случай абсолютной гармонии всех составляющих. Поверьте, этот айсберг еще покажет себя, потопив не один игровой ''Титаник'', и именно тогда обретет свое истинное значение знаменитое выражение недалекого прошлого: ''Судьба играет человеком, а человек играет в DOOM''.
НЕСБЫВШАЯСЯ МЕЧТА СОЗДАТЕЛЯ
ID SOFTWARE ОТКРОВЕННИЧАЕТ
Удивительные вещи иногда можно услышать от разработчиков. Оказывается, Джон Кармак вовсе не думал о DOOM 3, а очень хотел сделать хороший ролевой проект. Неизвестно, что сподвигло его именно на такой шаг, но в начале Id планировала создание глобальной MMORPG с уникальными сетевыми возможностями. Игрок мог выбрать одного из нескольких персонажей (воин, варвар или маг) и отправляться выполнять многочисленные миссии. При этом игра должна была контролироваться одним человеком, помогающим ориентироваться в игровом мире, наподобие мастеров в Dangeon & Dragons.
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ИГР
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Первая игра из серии DOOM появилась в 1993 году, и являлась идейным последователем другого легендарного проекта – Wolfenstein. Первоначально в Id создавалось продолжение именно этой игры, но Кармак решил использовать вместо немецких солдат кровожадных монстров и десантников-зомби. Кстати, до сих пор ходят легенды, что где-то на пыльных полках программистов Id лежит уникальный вариант DOOM где вместо привычных врагов бегают бойцы Третьего Рейха.
THE SHOW MUST GO ON
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ – 2
Решение о включении в игру страшных зубастых тварей оправдало себя на сто процентов, и через год после первого DOOM вышло продолжение под названием DOOM 2: Hell on Earth. В игру были добавлены новые враги и улучшена графика. Нововведения были очень небольшими, но именно DOOM 2 до сих пор является образцом непревзойденного геймплея, а прохождение на уровне сложности Nigthmare можно сравнить с настоящим погружением в Ад.
ЧУДО ДИЗАЙНЕРСКОЙ МЫСЛИ
ПОРОЖДЕНИЕ ТЬМЫ
Одним из самых заметных монстров, увиденных в DOOM 3, является Pinky. Именно так зовут существо из плоти и металла, знакомое всем по самому раннему ролику из игры. Существуют данные, что Pinky будет играть некую важную роль в развитии сюжета, поэтому именно он был первым продемонстрирован публике. Кстати, имя существа также было выбрано не случайно – так зовут собаку одного из дизайнеров игры.
КАМЕРА! МОТОР! ПОЕХАЛИ!
СНИМАЕТСЯ КИНО
В Голливуде стало хорошей традицией выпускать кино, основанное на сюжетах известных и популярных игр. Вопрос производства фильма по DOOM был только вопросом времени, и вот недавно появилась информация, что студия Warner Bros. находится на финальной стадии переговоров с разработчиками о съемках художественной ленты, в основе которой лежат события игры. Никаких точных данных о сюжете будущего фильма пока нет, но известно, что, скорее всего, он будет основан на событиях третьей части игры, и в нем будут использованы графические и дизайнерские наработки программистов Id Software.
ПОВЕЛИТЕЛИ СУДЬБЫ
СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ
Тем, кто хочет узнать больше о жизни, судьбе и взаимоотношениях основателей Id, рекомендую ознакомиться с книгой Дэвида Кашнера, названной им "Masters Of Doom". Обложка красноречиво заявляет о том, что на страницах этого издания можно будет прочитать о том, как двое парней смогли построить свою империю и изменить поп-культуру. Вот так, не больше, но и не меньше. В частности, в книге есть очень интересная глава, повествующая о том, как ''Джон Кармак развлекается с движком своей Феррари, а Джон Ромеро сеет вокруг зло, создавая чудовищ в DOOM''.
Дата выхода игры скрыта непроглядной пеленой тумана, периодически напускаемого на игроков главным думером всего мира – Джоном Кармаком.
Разработчикам есть чего опасаться, ведь даже при беглом взгляде на игру становится понятно, что DOOM 3 станет прорывом на всех фронтах.
Просто поверьте разработчикам, если где-нибудь и существуют подобные монстры, выглядеть они будут примерно также как в DOOM 3.
Особо слабонервным игрокам настоятельно рекомендую запасаться нашатырным спиртом, ведь атмосферу игры можно описать одним словом – Ад.
Твари в игре будут вести себя так, как и должны вести себя существа, ведомые ненавистью и способные только на одно действие – убивать.
Если то, о чем говорят разработчики, сбудется хотя бы на половину, нас ждет совершенно уникальный геймплей, не имеющий пока аналогов.
DOOM 3 можно будет сравнить с очень хорошим фильмом, с той лишь разницей, что теперь главным действующим лицом будет сам игрок.
Немного поразмыслив, разработчики решили включить в игру многопользовательский режим, который и был показан на турнире QuakeCon 2003.