MADDEN NFL 2004


ФУТБОЛ, ДА НЕ ТОТ
Платформа: РС, PS2, Xbox, GC
Жанр: sports
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: EA Sports
Системные требования: PIII 800, 128 МБАЙТ RAM, GEFORCE II
Официальный сайт: http://www.easports.com/games/madden2004/
Мультиплеер: до 8 игроков
Так уж исторически сложилось, что любая статья о симуляторах американского футбола в отечественной игропрессе начинается с одних и тех же слов. Дескать, не понимают там, за океаном, что такое настоящий футбол. Вот ногами и мяч – то футбол! А руками и дыню... так, баловство. Толкайся посильней, и все дела.
Затем обычно следует абзац о том, что звездно-полосатый футбол – это тоже спорт, и что основывается он не только на физической силе, но и на игровом мышлении, на четко отработанных игровых элементах и комбинациях. Ну а совсем уж благодатную почву для будущей статьи подготавливает фраза из серии «так попробуем же разобраться...».
Собственно, рассказывать вам о традициях игровой журналистики я взялся именно по той причине, что сто раз написанное переписывать не хочется. Попробуем немного по-другому.
Краткий ликбез
В игре участвуют две команды по одиннадцать человек. В любой игровой момент одна команда атакует, а другая – обороняется. Атакующие ставят мяч на землю, его удерживает один из игроков. Несколько товарищей по команде стоят с ним на одной линии. Соперник выстраивает такую же стенку напротив. Свободные игроки расходятся по площадке согласно разыгрываемой комбинации. За линию, проходящую «через мяч», футболисты заходить не могут до тех пор, пока не начнется игра.
Обладатель кожаного снаряда пробрасывает его между ног назад распасовщику (квотербеку). Задача того – отдать точный пас, будь то бросок на полметра набегающему напарнику или длинная передача через полполя.
Как только игрок с мячом падает на землю, розыгрыш повторяется с места падения. Если мяч, не достигнув цели, падает на траву, игра ведется с места, откуда был сделан последний бросок.
Каждый такой розыгрыш называется дауном (оставьте ваши шуточки при себе!). Задача атакующей команды – за четыре дауна пронести мяч на десять ярдов от места первого розыгрыша. В игре необходимая дистанция обозначается ярко-желтой полосой через все поле. Пронесете – в вашем распоряжении еще четыре попытки пройти следующие десять ярдов. Если же четырех попыток окажется недостаточно, право атаки переходит к противнику.
Есть еще один способ перехватить атаку – поймать длинную передачу соперника (или подобрать упавший мяч). Именно поймать, а не уронить на землю. Тогда удачно поймавший «дыню» игрок может сразу бежать по направлению к зоне противника.
Зона – это часть площадки, находящаяся за короткими сторонами поля. Если удастся занести «дыню» в зону противника, получите шесть очков. Такая радость называется тачдаун. Сразу же ваша команда получит шанс набрать еще очко-два. У вас будет возможность разыграть мяч с двухъярдовой отметки. Можно либо забить его ногой в ворота (эдакая высокая «рогатка»), либо еще раз занести в зону. Точный удар принесет вам одно очко, а еще один занос – два. Также два очка получают защитники, остановившие нападающего в его собственной конечной зоне.
Еще один способ набрать очки – это забить ногой в «рогатку» с игры, без предварительного тачдауна. Если получится, три очка ваши.
Существуют некоторые ограничения. Первое и самое главное: за даун можно сделать всего лишь одну передачу – неважно на какое расстояние. При этом получить пас могут лишь те, кто находится за линией атаки (той самой линией, вдоль которой выстраиваются обе команды). Второе – принимать мяч можно, лишь находясь в поле. Если игрок находится в ауте, прием передачи не засчитывается. На положение мяча при этом ограничений нет – если игрок в поле, то где находится мяч, неважно.
К делу!
Надеюсь, правила более или менее понятны. Перейдем непосредственно к игровому процессу.
Американский футбол, в отличие от театра, начинается не с вешалки, а с подбрасывания монетки. Если выиграли – можете выбрать: начинать игру в защите или в нападении. Предположим, решили начать в нападении.
Один из игроков чужой команды ставит мяч на 30-ярдовую отметку в своей зоне и мощным ударом отправляет его на половину поля вашей команды. Там его ловит оказавшийся поблизости футболист – теперь бегите вперед, пытаясь миновать игроков соперника. Ваши товарищи помогут, расталкивая покушающихся на вас и заодно на мяч бугаев. В один прекрасный момент вас все-таки завалят. Вот здесь и начинается самое интересное.
Для начала определитесь с расстановкой игроков, на следующем экране выберите стратегию. Стратегии для каждого из вариантов расположения команды разные – экспериментируйте. Комбинации, подразумевающие длинные пасы, отмечены заголовками на синем фоне. Стратегии с короткими передачами – заголовками на зеленом.
Для начала посмотрим на любую из «зеленых» карточек. Белой стрелкой указано предполагаемое направление бега игрока с мячом (то есть вас). Товарищ по команде будет изо всех сил стараться освободить для вас эту траекторию, так что наиболее выгодно бежать именно по ней, ничего не изобретая. Иногда, если до заветной десятиярдовой линии остается совсем чуть-чуть, можно попробовать прыгнуть вперед на землю клавишей [S] (здесь и далее кнопки по умолчанию). Есть шанс долететь.
«Синие» стратегии чуть сложнее. Стрелками и буквами показаны направления, в которых будут бежать способные принять пас игроки. Как только распасовщик получит мяч, рядом с ними появятся буквы – нажав на одну из них, вы передадите мяч тому, кто этой буквой обозначен. Выбирая стратегию, запоминайте расположение стрелок и прикидывайте, как будете играть. Затем, когда придет время делать передачу, просто реализуйте задуманное. Очень важно поймать момент, когда адресат будет «открыт». Занести мяч за 10 ярдов длинным пасом куда проще, чем без использования оного, однако появляются некоторые опасности. Пас может не пройти – и это еще полбеды. Гораздо хуже будет, если его перехватят – потеряете атаку.
Кроме как по «цвету», стратегии можно разделить и по другим критериям. Конечно же, это очевидное разделение: защита – нападение. Защитные комбинации неприменимы во время атаки, атакующие – во время обороны. Другое разделение, которое в игре никак не выделяется, но все же фактически существует: стратегии общие и специальные. Специальными я называю те розыгрыши, которые предполагают отличное от паса развитие событий. Это либо попытка нанести удар по воротам с ноги, либо обманные комбинации, либо что-нибудь еще из той же серии. Среди таких можно выделить Field Goal (иногда сокращенно – FG), Punt.
Field Goal – это гол, забитый в ворота ногой. Стратегия нападения. Туда же: Fake FG Pass – попытка обмануть врага, розыгрыш идет так же, как в случае с Field Goal, только удара не происходит – вместо этого атака развивается по обычному сценарию. И связанная с этим тактика защиты: FG Block – попытка заблокировать удар по воротам.
Punt применяется в четвертом дауне, если шансы добраться до десятиярдовой линии невелики. Команда просто выбивает мяч подальше, чтобы соперник начинал игру из глубины поля. Связанные с этим стратегии: Punt, Fake Punt Pass, Punt Block – принцип их действия аналогичен ранее описанным стратегиям Field Goal.
Про общие же розыгрыши ничего особого не скажешь – просто выбирайте то, что вам больше нравится, чередуя различные варианты.
Ладно, предположим, что с выбором стратегии вы все же справились. В «зеленых» играх хватайте мяч и бегите, что есть сил. Смотрите не столько на своего игрока с «дыней», сколько на окружающих его соперников. Бегите туда, где больше всего ваших игроков, они смогут растолкать оппонентов.
Что же касается длинных пасов, то здесь все чуть сложнее и интересней. Получив мяч, слабыми нажатиями на "Стрелку вниз" отходите назад и смотрите по сторонам. Найдя открытого игрока, бросайте ему мяч. Промедлите с пасом – игроки противника доберутся до вас. Поэтому постарайтесь отдавать мяч быстрее.
В любом случае, какие бы комбинации вы ни разыгрывали, мастерство приходит с опытом. Лишь отыграв каждую стратегию раз по 30-40, вы научитесь понимать, что происходит на поле и предугадывать, что произойдет. Чередуйте различные тактики в зависимости от расстояния до зоны соперника. Не применяйте одни и те же варианты по много раз; соперник ваш тоже не лыком шит, учится на ошибках. Порекомендую также перед каждым розыгрышем нажимать на кнопку [A] – она «отодвигает» камеру назад и включает обозначения принимающих пас игроков. Желательно заранее ознакомиться с тем, где кто находится, чтобы потом не тратить на это время.
Режим Mini-camp
Вашему вниманию предлагаются восемь своеобразных «мини-игр», тренировочных упражнений. Справившись с каждым из них, вы получите доступ к восьми игровым ситуациям. Справившись с ситуациями, вы получите... эээ... моральное удовлетворение!
Seattle
Тренировка:
На поле, помимо вас, стоят три игрока. Над полем висят кольца трех цветов: золотого, серебряного и бронзового. Нажмите на [D] – игроки сорвутся с мест и побегут по заранее нарисованным стрелкам. Ваша задача отдать пас так, чтобы он прошел через любое из колец. За удачное попадание вы получите определенное количество очков. Попасть в «золото» сложнее всего, но и порцию очков за него дают нехилую.
Пройти это испытание с первого раза сложно, а вот со второго-третьего – элементарно. Прикидывайте скорость бега игроков и полета мяча – как приноровитесь, все начнет получаться.
Игра:
До конца матча всего две минуты. Ваша команда проигрывает два очка. Вы в нападении. Задача: пока есть время, забить Field Goal (ногой в ворота) или занести тачдаун. Особенностью этой игровой ситуации является то, что вам доступны только «синие» стратегии, то есть играть придется исключительно длинными пасами.
Никаких сложностей у вас возникнуть не должно. Все дело в практике – как только вы научитесь играть «верхом», все проблемы исчезнут. Следите внимательно за напарниками, и, как только обнаружите открытого, делайте пас.
Dallas
Тренировка:
Тренируем удары по воротам. За попадание в красную зону дают наибольшее количество очков, за попадание в оранжевую и желтую – меньше. Не стоит слишком высоко поднимать стрелку удара – иначе ветер будет относить мяч. Скорость и направление ветра показывает хитрый прибор в левом нижнем углу экрана. Ударьте пару раз «на пробу», чтобы понять, как ветер влияет на полет кожаного снаряда. А затем начинайте сначала и набирайте очки.
Игра:
Ситуация достаточно сложная. У вас есть десять секунд, два дауна и желтая линия в 24 ярдах. Надо успеть занести мяч в зону соперника или забить гол с ноги.
Забить ногой просто. Можно попробовать ударить сразу, а лучше использовать один даун и постараться пронести мяч на максимальное расстояние. Залог успеха, конечно же, – точный дальний пас.
Если за один даун выполнить задачу не получится, быстро берите таймаут, чтобы остановить секундомер. А затем реализуйте последний шанс.
Houston
Тренировка:
Специальная машина бросает мячи в одном из трех направлений. Ваша задача – подбежать к одному из манекенов и поймать или отбить мяч. За пойманные мячи дают больше очков. Если поймать или отбить снаряд несколько раз подряд, награда за каждый последующий будет возрастать.
Используйте кнопку [R] для стрейфа. Учитывая то, что всегда надо находиться лицом к «мячеметателю», это очень пригодится. Чтобы поймать мяч, нажмите кнопку [E] – ваш игрок выпрыгнет и заберет «дыню». Отбитый мяч – это чаще всего неправильное выполнение этого приема. Если играть аккуратно, то можно поймать все мячи. Легкое испытание.
Игра:
У соперников есть 2 минуты и 1 таймаут для того, чтобы занести мяч к вам в зону. Вы должны помешать им набрать необходимые очки. Простое задание – ничего больше о нем сказать нельзя.
Green Bay
Тренировка:
Достаточно сложное испытание. Вы стоите в круге. Небольшие желтые мячики летят в вас со всех сторон. Цель – уклоняясь от мячиков, давать пасы манекенам, вокруг которых время от времени появляются разноцветные кольца.
Смотрите внимательно на круг и уклоняйтесь от мячей. Каждое попадание в вас или выход за границы круга отрицательным образом сказывается на сумме набранных вами очков. Главное – успеть заметить боковым зрением: вокруг какого именно манекена появилось колечко. Заметив, кидайте в него мячом. Учтите, что буквы, обозначающие «партнеров», каждый раз меняются. Испытание не такое простое, как предыдущие.
Игра:
Начиная практически от своей зоны, вы должны за две минуты занести тачдаун или забить гол ногой. Учитывая то, что у вас есть три таймаута, выполнить задачу довольно-таки просто. Главное – не терять инициативу.
Detroit
Тренировка:
В двух углах поля нарисовано по сектору мишени. За попадания начисляются очки. Естественно, что красная зона приносит больше, оранжевая – меньше, желтая – совсем немного. Здесь все упирается в практику. Попробуйте различные варианты удара, «нащупайте» оптимум. А затем просто пытайтесь повторить то, что уже однажды получилось. Есть смысл сконцентрироваться на одной мишени – так будет проще и удобнее.
Игра:
Наверное, самая простая игровая ситуация. Выберите стратегию Punt и выбейте мяч так, чтобы он находился на расстоянии не более пятнадцати ярдов к зоне соперника. Поднимите стрелку прицела на максимум, затем опустите где-то на четверть. Нажмите [D]; затем еще раз [D], когда показания прибора слева внизу будут в красной зоне; и еще раз – когда в зеленой. Все, игра сделана.
Cleveland
Тренировка:
Используя клавиши [A], [G], [W] и [R], «соберите» все три флага. Учитывая то, что вес вашего игрока превышает аналогичный показатель соперника, никаких сложностей нет. Только уложитесь в нужное время.
Игра:
Очень похоже на игру в Houston, только теперь для контроля доступны другие игроки.
Pittsburgh
Тренировка:
Помешайте нападающим занести в вашу зону тачдаун. Здесь главное – хорошая реакция. Никаких советов тут и не дашь, все зависит от вас.
Игра:
Ваша команда проигрывает и защищается. Не дайте сопернику ни разу получить первый даун (под первым дауном подразумевается либо переход желтой линии, либо потеря вами статуса «нападение») и заставьте оппонентов сделать Punt (вынос мяча ногой в поле) не позже времени 1:30 на секундомере. Тут нет никаких премудростей. Валите чужих линейных и закрывайте ресиверов. У вас все получится.
Caroline
Тренировка:
Раз за разом прорывайтесь через оборону соперника в его зону. Стрелки показывают вам направление развития атаки. Лучше всего бежать именно так – заслон из синих столбиков (в игре на их месте игроки) располагается как раз с расчетом на это.
Игра:
До конца матча 1:50. Вы ведете одно очко, ваша команда атакует. Продержите мяч до последней секунды либо занесите тачдаун. У соперника есть три таймаута – он будет пользоваться ими, чтобы останавливать секундомер. Как только возможностей прорваться не останется, тяните время, сколько сможете. Не забывайте, однако, что начать атаку надо за определенный срок, указанный на секундомере в правом нижнем углу.