ROBIN HOOD: DEFENDER OF THE CROWN

Сергей Еркин
ONCE UPON A TIME...
Платформа: РС, XBOX, PS2
Жанр: action
Зарубежный издатель: Capcom
Издатель в России: Акелла
Разработчик: Atomic Planet Entertainment
Системные требования: PIII 600, 128 MB RAM, GEFORCE II
Официальный сайт: http://www.capcom.com/robinhood/
Мультиплеер: НЕТ
Robin Hood: Defender of the Crown – пример того, как превосходную, но отжившую свое игру можно не просто воскресить, превратив ее в ходячий труп, но и приодеть, придать ей здоровый румянец, облачив в последние достижения графических технологий и припудрив отличной работой художников; заново поставить речь, снабдив чудесной озвучкой, и показать, как нынче принято вести себя в свете, сдобрив хорошей анимацией. И вот перед нами стоит не живой мертвец, но сногсшибательная красотка с неповторимым шармом, и не скажешь, что ей уже – по меркам игровых продуктов – немало лет. Познакомимся же с ней поближе.
ВВЕДЕНИЕ
Вы начинаете игру с неизбежного туториала, где вам предстоит впервые осознать (не без помощи соратников во главе с неугомонной Мериэн) все опасности, грозящие родной Англии и ее народу, а также вступить в первые битвы с организованным противником, поначалу представленным силами шерифа Ноттингемского. На ранних порах под вашим началом будут сам Робин и его закадычный друг Маленький Джон – блистательный дуэт, при одном виде которого падут все незамысловатые начальные преграды, открывая Робину сотоварищи дорогу к великим подвигам. Рекомендуется просматривать все вводные материалы, предлагаемые в коротенькой кампании туториала, и внимательно читать все сообщения, появляющиеся на экране. Дневник Робина не всегда достаточно детален, поэтому лучше все схватывать сразу. Впрочем, обращаться к дневнику порой тоже полезно. Если у вас сразу же возникли сложности с основными моментами игры – наш материал к вашим услугам.
Выдворив шерифа из Ноттингема, Робин Гуд, вняв настойчивым увещеваниям Мэриэн, организует близ родного Шервуда цитадель, откуда и начинается его путь к объединению объятой междоусобной войной Англии и возвращению королю Ричарду его короны. Проследуем вместе с лесным разбойником по всем ипостасям игрового процесса.
ГЛОБАЛЬНАЯ КАРТА
Присоединившийся к отрядам Робина Уилфред Айвенхоу (да-да, тот самый Айвенго) вводит новоиспеченного политика в курс стратегических дел.
В благородных начинаниях вам будут противостоять коварные предатели короны (Enemy Lords):
Вольфрик Дикий (Wolfric the Wild) – потомок одного из генералов викингов, вторгшихся в британские земли в начале XI века. За глаза его называют "королем варваров", однако он сам, игнорируя пустые, по его мнению, слухи, провозгласил себя Вольфриком Диким.
Джефри Лонгсорд (Geoffrey Longsword) – представитель саксонской знати, зарекомендовавший себя на поле боя храбрецом и умелым воином. Многие генералы дадут ему фору в военном мастерстве, однако мало кому удавалось заслужить почтение, с которым относятся к нему его солдаты.
Реджиналь Фрон-де-Бюф (Reginald Front-de-Beouf) – норманнский пес принца Джона. Стоит Джону поумерить свой гнев и попрочнее обосноваться на троне, как эта дворняга приползет искать милости у хозяина.
Марк де Рампейн (Marc de Rampaygne) – очередной нормандец, прикидывающийся капризным придворным, в то время как шпионы и наемные убийцы устраняют препятствия на его пути. Война в Англии станет для него настоящим открытием: оказывается, можно воевать на поле боя, а не в тени дворцовых коридоров.
Томас Олдкасл (Thomas Oldcastle) – потомок старинного саксонского рода, берущего свои истоки со времен выдворения римлян из Англии. Ввиду отсутствия в роду достойного наследника сделался к старости очень нервным и раздражительным.
Филипп Мальвуазьен (Philip Malvoisin) – грубый задиристый норманн, бросающий солдат в битву, словно дрова в топку, ради горячащего кровь зрелища масштабной осады, в то время как все вопросы вполне можно было бы решить дипломатическим путем.
Принц Джон (Prince John) – родной брат Ричарда Львиное Сердце, всю жизнь прозябая в тени славы короля, по пленении Ричарда австрийцами неожиданно обрел то, чего никогда бы не сумел завоевать сам, – королевский престол.
Наряду с принцем Джоном в схватку за земли Англии вместе с вами вступят еще четверо из перечисленных лордов (по выбору компьютера).
Несколько отдельных нейтральных графств (Special Counties), не желающих ввязываться в кровопролитный дележ земель, собирают собственные армии, дабы противостоять любой агрессии в ожидании возвращения истинного короля. Взяв эти земли под свой контроль, вы дадите своей армии немалое преимущество перед войсками ваших противников:
Ноттингем (Nottingham) – ваша альма-матер, средоточие всей вашей власти. Берегите ее как зеницу ока, иначе вместе с ней рискуете потерять все.
Йорк (York) – в каменоломнях Севера добывают лучший камень во всей Англии. Удерживая данную провинцию, вы сможете строить крепости со значительно меньшими затратами золота.
Кентербери (Canterbury) – запасы строевого леса в этой области сделают производство ваших катапульт (Catapults) дешевле.
Уорвик (Warwick) – в сердце Англии воспитываются достойные мужи и храбрые воины. Подчините провинцию себе – и наем пехотинцев (Footmen) обойдется вам дешевле.
Сомерсет (Somerset) – к последнему пристанищу священного Грааля – церкви Гластонбери – приходят на поклон многие рыцари. Владея данным графством и содействуя церкви, вы сможете нанимать рыцарей (Knights) по вполне умеренной цене.
Кардиган (Cardigan) – уэльсцы – отличные стрелки, и вы уже успели убедиться в этом в первых битвах. Водрузите свой штандарт в данном графстве – и ваши траты на лучников (Archers) возымеют ощутимо большую отдачу.
Захват этих, а также всех остальных земель принесет в вашу казну дополнительный доход (не сильно отличный от 50 золотых монет для разных графств), а также позволит разместить на них крепости или незащищенные укреплениями отряды. При захвате вражеской крепости-столицы все земли поверженного лорда с размещенными на них гарнизонами обретают нейтральный статус.
Ваша первейшая цель – отнять корону у узурпировавшего власть принца Джона, своевольничающего в отсутствие старшего брата. По мере развития сюжета круг ваших задач расширится (об этом позднее), однако первостепенной остается победа над жестоким принцем и – внимание! – защита короны (и до поры до времени Джона вместе с ней) от посягательств других лордов. Действовать надо, не откладывая: находясь с мощной армией возле одной из столиц, я наблюдал, как другой лорд осадил и захватил королевский замок с укрывающимся в нем принцем – на этом кампания Робина, не сумевшего защитить корону, бесславно окончилась...
Манипуляции с глобальной картой все участники схватки за корону осуществляют по очереди. Формально один ход длится две недели игрового времени, практическое значение это имеет только при выборе последней сохраненной игры в меню. Какие действия можно совершить за ход, в дальнейшем будет указываться отдельно.
Управление в данном режиме удобнее всего осуществлять мышкой, вызывая и подтверждая команды ее левой кнопкой и отменяя правой. Для пущего удобства и наглядности можно использовать клавишу [TAB], схематично показывающую вам всю карту целиком. Здесь же можно почерпнуть и некоторую информацию об интересующих регионах.
И вот настал момент, когда командование всецело переходит в ваши руки. Вы вольны заняться следующими вещами (разберем их в порядке важности для общего хода вашей компании...).
РУКОВОДСТВО АРМИЕЙ (генералиссимус – Маленький Джон)
Практически все, что связано непосредственно с боевыми действиями, справедливо возложено на отнюдь не хрупкие плечи Маленького Джона. По вашему приказанию он готов:
Напасть на графство (Attack County) – все силы, которыми располагает Джон, будут брошены на захват граничащего с вашими землями владения, нейтрального или принадлежащего оппоненту, в результате чего произойдет битва (Battle) или начнется осада (Siege); завершает текущий ход (перемещение по подконтрольным территориям не ограничено).
Переместить войска (Transfer forces) – с помощью этой команды можно разместить уже нанятых солдат на новых территориях, пополнить ими наступательную армию или, напротив, отправить дополнительные силы в резерв; выполняется за ход многократно.
Нанять войска (Recruit forces) – позволяет пополнить ряды ваших войск свежими силами, усилить гарнизоны в подконтрольных местностях и разместить новые, помимо существующих; выполняется за ход многократно.
ВОЙСКО
Под командование Маленького Джона с течением времени встают отряды следующих типов:
Крестьяне (Peasants) – самые быстрые из пеших войск, при этом самые слабые в атаке и обороне; рекомендуется отправлять в качестве пушечного мяса навстречу противнику, подбирающемуся к вашим лучникам или катапультам;
стоимость 1 юнита – 1;
дополнительные атаки (*становятся доступны всем родам войск с течением времени) – Guard (крестьяне идут в атаку, неся меньшие потери под ударом противника), Mob (встретившийся с толпой разъяренных крестьян не раз поспорит с вами на тему того, что они – самые слабые бойцы).
Лучники (Archers) – бойцы дальнего боя, наносящие небольшие повреждения юнитам, идущим в атаку или остающимся "в лагере"; настоятельно рекомендованы к приобретению в количестве не менее 100 штук;
стоимость 1 юнита – 4;
дополнительные атаки – Cover Fire (вынуждают наступающие войска противника вернуться в лагерь, освобождая дорогу вашим отрядам), Ignite (огненные стрелы, наносящие ощутимый вред врагу).
Пехота (Footmen) – пешие воины, защищенные броней, счастливые обладатели меча и щита; в больших количествах хороши как в нападении, так и для отражения вражеских атак;
стоимость 1 юнита – 5;
дополнительные атаки – Shield (пехотинцы получают дополнительную защиту в ущерб силе атаки), Stab (в стремительной атаке пехота наносит значительно больше повреждения, чем обычно).
Рыцари (Knights) – знать, пожелавшая присоединиться к разбойнику во благо Англии; лучшие из лучших в наступательной пехоте;
стоимость 1 юнита – 15;
дополнительные атаки – Defend (рыцари движутся навстречу противнику, неся минимум потерь и прикрывая дружественные отряды), Charge (молниеносная конная атака сокрушительной силы).
Катапульты (Catapults) – наимощнейшие дистанционные орудия, медленно перезаряжающиеся, но наносящие противнику невероятный урон; только с их появлением становится доступной осада крепостей;
стоимость 1 юнита – 25;
дополнительные атаки – Barrage (создает непреодолимую преграду на пути отрядов врага, вынуждая их отступить), Inferno (огненный заряд обрушивается на противника, круша его силы и волю).
В качестве рекомендуемого минимума предлагается иметь в наступательной армии 100 крестьян, никак не менее 100 лучников и 50 пехотинцев. Последние, между прочим, наряду с крестьянами и, временами, рыцарями чаще всего несут потери, притом наибольшие, отчасти ввиду своей медлительности. Их ряды придется постоянно пополнять. Прибавив к уже указанным "рекомендациям" 30-40 рыцарей и примерно столько же катапульт, вы получите армию, которой Александру Македонскому как раз не хватало для завоевания всего мира, а также половины Солнечной системы.
Если противник, захватив ту или иную область на вашей карте, отрезал вас тем самым от вашей основной базы (от Ноттингема), стоимость юнитов повысится вдвое. Подчинение одной из пяти особых областей, речь о которых шла выше, позволит вам нанимать соответствующий тип войск дешевле.
БИТВА
В зависимости от количества (максимального в одной из сторон) участвующих в битве отрядов поле боя может иметь одну из трех конфигураций:
Малое: отрядов – до 3, наступательных направлений – 1.
Среднее: отрядов – 3, наступательных направлений – 2.
Большое: отрядов – 4-5, наступательных направлений – 3.
Если битва происходит после осады, некоторые направления могут быть перекрыты крепостными стенами, давая находящимся за ними отрядам дополнительную защиту от атак пеших воинов (крестьян, пехотинцев, рыцарей).
Пешие отряды сталкиваются с себе подобными на поле боя и либо погибают под натиском наступающего противника (оптимистичное начало, не правда ли?), либо возвращаются, нанеся урон встречным войскам, либо прорываются через его ряды к лагерю, нанося большие повреждения находящимся там отрядам. Юниты дистанционного боя (лучники, катапульты) могут атаковать противника как на поле боя, так и на его базе.
В зависимости от числа юнитов в отряде силу его атаки можно варьировать, зажав клавишу, ответственную за Action 1:
от 1 до 50 воинов – 1 уровень атаки;
от 51 до 100 воинов – 2 уровня атаки;
от 101 до 150 воинов – 3 уровня атаки;
от 151 воина – 4 уровня атаки.
Для ведения боевых действий больше всего, по субъективному впечатлению, подходит клавиатура. Главное – убрать подальше курсор мыши: находясь на поле боя, он будет сбивать все ваши манипуляции клавишами (внимание, счастливые обладатели рулевых установок: отключайте их, прежде чем приступать к игре, – они тоже воспринимаются как контроллер!). Раскладка по умолчанию показалась удобной для всех игровых ситуаций, для боя в частности. Выбрав отряд, нажимаете [A] (Action 1), выбираете направление, по которому собираетесь атаковать; выбрав клавишей [S] (Action 2) один из возможных типов нападения (см. выше), зажимаете [A] и, добившись нужной силы атаки, отпускаете ее. Казалось бы, просто. И это на самом деле просто, главное – не растеряться с самого начала и делать все быстро. Игра заточена под консоли, а следовательно – под геймпад, на котором подобные вещи делаются минимум вдвое естественнее и резвее, поэтому приноравливайтесь.
Не станем кривить душой: исход битвы решают две вещи – численный перевес той или иной стороны и пресловутая скорость действий. И если в первом достичь преимущества несложно, то в расторопности человеку компьютер, увы, не обставить. Первую волну своих юнитов снарядите мощным типом атаки, вторым залпом стрелков и катапульт попробуйте приостановить продвижение врага, если он все же прорвался, используя оборонительную способность. Продолжайте атаковать до самого конца, победного или не очень. И еще раз повторяю: главное – быстрота и расторопность. И глазом моргнуть не успеете, как все решится в вашу пользу или в пользу противника. Но помните, что вы можете отступить (Withdraw), пока еще не слишком поздно.
ОСАДА
Для того чтобы организовать осаду (Siege) крепости противника, в вашей армии должны присутствовать катапульты. Сколько бы вы их ни наняли, в самой осаде будут участвовать 10 из них. Начинается осада выбором одной из четырех стен замка (по сторонам Света), которую вы собираетесь атаковать вашими катапультами. Чем дольше вы наблюдаете за одной стеной, тем больше информации вы о ней получите: насколько много у нее защитников, какие здания скрываются за ней. После выбора приглянувшейся стены вы приступаете непосредственно к самой осаде. Всего на осаду вам выделено 4 дня. На атаку одной стены дается 1 день (60 сек реального времени). С помощью ваших катапульт вы атакуете стены крепости, стремясь разрушить их до основания, дабы они не преграждали путь вашим войскам в битве (см. "Битва"). Со стен замка вражеские лучники ведут ответный огонь, нанося повреждение вашим отрядам.
Руководить катапультой рекомендуется мышкой. Траектория регулируется перемещением мыши по вертикальной оси, запуск снарядов – левой кнопкой, выбор заряда – правой. Установив траекторию залпа (максимальная дальность – нижнее положение "колыбели" орудия), зажав левую кнопку мыши, подождите, пока будет заряжено желаемое количество катапульт – и запускайте ядра. Поначалу рекомендуется запустить одно-два пробных ядра (ядра – не залпа!) для корректировки траектории. Если снаряды летят дальше стены, залетая в уже образовавшийся пролом, они наносят повреждение городским постройкам, тем самым уменьшая число защитников крепости, с которыми вам предстоит биться по окончании осады.
Для целенаправленного уничтожения построек рекомендуется использовать альтернативный огненный заряд (Greek Fire) или зловонный заряд, порождающий в стане врага некий ослабляющий недуг (Disease).
Оба альтернативных заряда одиночны, второй доступен только после нахождения соответствующего артефакта (см. ниже "Артефакты").
Не ждите, пока зарядятся все ваши катапульты, – лучше стреляйте меньшим числом машин, но чаще. Если в течение 60 секунд стена была полностью разрушена, появится сообщение о жертвах с той и с другой стороны. По окончании дня можно произвести повторную атаку той же стены. Каждый день вы получаете новую порцию альтернативных снарядов. По истечении 4 дней или при разрушении всех стен на 100% автоматически начинается битва ваших войск с гарнизоном крепости.
ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ РЫЦАРСКИХ ТУРНИРОВ (ответственный – Уилфред Айвенхоу)/
Наш доблестный союзник (обладатель превосходного "британского" произношения, к слову) руководит возведением крепостей на подчиненных территориях, а также организует рыцарские турниры, на которых с завидной регулярностью побеждает (под вашим контролем, разумеется) во славу короля Ричарда. В силах Уилфреда:
Построить Крепость (Build Stronghold) – на указанной территории строится одно из трех оборонительных сооружений (подробности см. далее); выполняется за ход многократно.
Организовать турнир (Hold Tournament) – между главами всех областей проводится рыцарский турнир; все пропускают текущий ход; возможность становится вновь доступной через 3 хода.
Далее – чуть более подробно о незаурядных способностях сэра Айверхоу.
КРЕПОСТИ
Прочно обосноваться на завоеванной территории вам помогут следующие 3 типа укреплений:
Цитадель (Keep): стоимость постройки – 500; максимальный гарнизон – 200; начальный гарнизон – 25 лучников, 15 пехотинцев.
Замок (Castle): стоимость постройки – 900; максимальный гарнизон – 300; начальный гарнизон – 50 лучников, 35 пехотинцев.
Крепость (Fortress): стоимость постройки – 1200; максимальный гарнизон – 400; начальный гарнизон – 80 лучников, 60 пехотинцев.
Тип крепости и находящийся в ней гарнизон влияют на упорство сопротивления (соответственно на наносимые противнику потери) при вражеской осаде, а также на вероятность того, что вас ограбят в ходе тайного вражеского рейда.
Хотелось бы указать четыре графства, в которых настоятельно рекомендуется разместить крепости со значительным гарнизоном: Ланкастер (Lancaster), Эссекс (Essex), Кардиган (Cardigan) и Йорк (York). Помимо того, что некоторые из указанных областей дают вам бонусы при найме солдат (и при постройке крепостей), в них присутствуют гавани, благодаря которым вероломный принц Джон сможет перебрасывать по морю десанты в данные графства, даже не гранича с ними. Также нелишним будет защитить и оставшиеся "полезные" регионы – Кентербери, Уорвик и Сомерсет. Ну и, разумеется, позаботиться о своевременном "апгрейде" своей цитадели в Ноттингеме.
ТУРНИРЫ
Организуя рыцарский турнир (Joust) или принимая приглашение от другого устроителя, сэр Уилфред Айвенхоу участвует в конных поединках, представляя истинного короля, о чем он не раз заявит при победе. На турнире всегда выступают шестеро, проводится турнир в 3 тура. За победу в первом туре Айвенго (а заочно и вы вместе с ним) получает славу, во втором – славу и 400 золотых монет. Выиграв турнир, Уилфред получит все вышеперечисленное, да в придачу одно из подконтрольных графств поверженного в финальном поединке противника.
Соответственно напрашивается стратегия выступления на турнире – стараться, чтобы в финале вам довелось сразиться с тем лордом, чьи земли вам приглянулись. Для лордов путь к последнему поединку, лежащий вдоль копья принца Джона, нередко заканчивается на самом кончике этого копья, поэтому Джона лучше отправлять домой первым (если, конечно, вам не нужны именно его земли).
Сама техника поединка по-приставочному незамысловата: попеременно нажимая – чем быстрее, тем лучше – клавиши (на мышке или на клавиатуре), отвечающие за Action 1 и Action 2, разгоняете своего скакуна, после чего, когда наступит время, мышью целите кончиком копья в корпус противника или в его голову. При достаточном разгоне ваше копье от столкновения с оппонентом сломается, и только в этом случае вам начислят очки: 1 – за удар в корпус, 2 – за удар в голову. Если вы разогнали коня максимально и мастерски прицелились, вы выбьете противника из седла (Knock Off), тем самым заработав сразу 3 очка и выиграв поединок. Получается это, к вящей радости, почти постоянно.
РАЗБОЙНЫЕ НАЛЕТЫ (главарь – Робин Гуд)
И вот, наконец! Дамы и господа, перед вами великодушнейший из разбойников, щедрейший налетчик, сама добродетель вне закона, эталон справедливого экспроприатора, а также отменный стрелок и просто хороший парень. Встречайте – Робин Гуд!
С легкой руки разработчиков Робин Гуд предстает перед нами лордом, в распоряжении которого тысячные армии, частично состоящие из знати (с чем никак не хочет мириться Малютка Джон), участвующим в вооруженной гонке за Корону (пусть и из благих побуждений). Видимо, решив далее не гневить Натуру и не перечить устоявшемуся в легендах порядку вещей, а также объективному здравому смыслу, создатели игры не осмелились более идти против природы самого разбойника, наделив Робина всем тем (и даже большим, пожалуй), что тому положено уметь по роду деятельности:
Совершить налет (Raid Enemy) – Робин лично участвует в нападении на вражеский конвой, используя свое легендарное умение метко стрелять из лука (Archery), или пробирается во вражеский замок, в поисках наживы прокладывая себе путь мечом (Swordfight); завершает текущий ход.
Походный журнал (Read Journal) – все подсказки относительно ипостасей игрового процесса, умений персонажей, «досье» на противников, информация об особых землях, легендарном оружии и т.п. находятся в журнале Робина (мы ведь не откажем разбойнику в умении читать и писать?); здесь же можно найти подробное последовательное изложение сюжетных перипетий, используется за ход многократно.
Просмотр карты (Browse Map) – в данном режиме вы вольны переместить курсор в любую область глобальной карты и рассмотреть ее во всех графически деталях, не входя в схематичный режим карты; последний, впрочем, зачастую оказывается удобнее, информативнее и полезнее в целом (вызывается клавишей [TAB]); используется за ход многократно.
Последние два умения Робина описаны достаточно подробно, с ними сложностей не возникнет (если данные режимы вообще вам понадобятся). Разбойничьему же ремеслу следует уделить более пристальное внимание. Последуем же за защитником Короны, по привычке или ввиду необходимости вновь идущим «на дело».
ЗАСАДА НА ДОРОГЕ
В данном типе налета Робин использует умение стрельбы из лука (Archery). Характерна засада тем, что разбойник находится в относительной безопасности и не может быть схвачен, что привело бы к потере ходов (как в следующем типе налета).
Для управления интуитивно выбираем мышку. Наведя лук, нажимайте левую кнопку (Action 1) – Робин выпустит стрелу. Задержав кнопку мыши, вы сможете поближе рассмотреть мишень и лучше прицелиться. Ваши люди оберут поверженных противников, извлекая из каждого соответствующую добычу:
Обычный всадник – 5 монет.
Рыцарь – 15 монет.
Всадник с седельной сумой – 35 монет.
Повозка – 100 монет.
Некоторые всадники, заметив вас, начнут отстреливаться. Завидев белую крестообразную вспышку, прячьтесь за ствол дерева правой кнопкой мыши (Action 2) и сидите там, покуда не увидите пролетевшую мимо вражескую стрелу или не услышите, как она воткнулась в ствол. После 3 попаданий противника Робин будет вынужден отступить ни с чем. Рейд считается завершенным, когда за поворотом скроется последний всадник.
Если вы попали в лошадь противника, та пустится галопом, и вам будет сложнее сбить седока. Однако лучники не смогут стрелять со скачущей лошади. Используйте это, если нужно сосредоточиться на более крупной добыче, а стрелки вам досаждают.
Чтобы захватить повозку, необходимо перебить всех солдат, занимающих ее.
Чтобы сбить закованного в броню рыцаря, укрытого щитом, потребуется некоторая дополнительная меткость либо Лук Крестоносца (Bow of the Crusade), о котором разговор позже, – щиты ему не помеха.
В целом же вам не составит труда подтвердить небывалое мастерство Робина в обращении с луком.
НАЛЕТ НА ЗАМОК
В погоне за крупной добычей Робин осмеливается пробираться в замки других лордов, обезвреживая их защитников в рукопашной схватке (Swordfight). В поединках на мечах без клавиатуры вам не обойтись, поэтому рассмотрим назначение задействованных клавиш:
[A] (Action 1) – блок (Block);
[S] (Action 2) – верхний удар (High attack);
[D] (Action 3) – нижний удар (Low attack);
[Вверх], [Вниз] – прыжок (Jump) и приседание (Duck) соответственно;
[Вправо], [Влево] – перемещение по замку и в процессе битв.
Попеременное нажатие клавиш Action 2 и Action 3 позволяет Робину совершать комбинации ударов, заканчивающиеся мощной атакой. Одновременное нажатие Action 2 и Action 3 – и Робин сделает резкий колющий выпад (Lunge).
Постоянно держа клавишу Action 1, вы защищаете Робина только от доли повреждения, наносимого противником. Чтобы ущерб от вражеских атак не наносился совсем, требуется парировать непродолжительным нажатием клавиши блока каждый удар противника в отдельности. Отразив выпад (Lunge) оппонента, вы тем самым слегка обескуражите его, что позволит вам беспрепятственно начать новую атаку. Уход от удара подпрыгнув или пригнувшись также смутит оппонента.
Однако помните – все это распространяется и на ваши промахи. Старайтесь не давать противнику расслабиться, связывайте ваши удары в комбинации. Если противник поймал вас на первом своем выпаде, не пытайтесь уклониться от последующих ударов его комбинации – блокируйте их. Старайтесь уклоняться только от одиночных атак. Если противник стоит к вам спиной – атакуйте его: внезапность нападения введет его в короткий ступор.
На продолжительность рейда (то, сколько раундов вам предстоит пройти, от 1 до 3) и на то, какие оппоненты встретятся вам в его ходе, влияет удаленность атакуемой крепости от вашей границы, ее гарнизон и еще множество факторов. В любом случае рейд вам необходимо завершить до рассвета (следите за песочными часами вверху экрана), иначе разбойника схватят (как и в случае поражения в каком-либо из поединков), что приведет к потере вами минимум одного хода.
Так что в случае неудачно складывающегося поединка или недостатка времени благоразумнее будет отступить из крепости с пустыми руками. Если же вы преодолели все препятствия, да к тому же вражеский клинок ни разу не коснулся вас, вы унесете с собой гораздо больше золота, чем полагается за успешное нападение на крепость изначально.
СОЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
(ходатайствующий – брат Так)
Тучный служитель господа, неизменный покровитель лесной банды в глазах Всевышнего, Так всеми силами старается поддержать Робина, склоняя верующих на сторону Защитника Короны. Так ратует за безопасное возвращение короля из австрийского плена домой, для чего требуется уплатить выкуп (Ransom) в размере 10.000 монет. С этой единственной функцией – сбора выкупа – и будет иногда являться пред ваши очи монах, изредка помимо этого наведываясь в Опциональные События (см. ниже), где снова будет просить денег на благотворительность, взамен повышая популярность "редима", выступившего под зеленым флагом (сиречь вашего). Отсчитав Таку всю сумму выкупа полностью, вы поспособствуете возвращению короля на родину, и он не преминет отплатить вам услугой за услугу, когда придет время (см. "Сюжетные События").
ШПИОНАЖ, PUBLIC RELATIONS
(PR-менеджер – Мэриэн)
А вот и она – виновница переполоха в Шервудском лагере, возмутительница спокойствия среди благородных разбойников. Мэриэн – обворожительная леди, помутившая разум Робина сладкими речами и вынудившая его (да и кто бы устоял перед такими методами убеждения?) начать кампанию по воссоединению Англии и возвращению престола его законному обладателю.
В прошлом из знати, воспитанная и расторопная Мэриэн умеет найти Робину достойного соратника (один Айвенго чего стоит), а также, имея некоторые связи "в лучших домах", может беспрепятственно поставлять сведения об отдельных графствах (Spy), практически не рискуя попасться (из этого правила будет лишь одно исключение, да и то, как мы увидим дальше, со стороны Мэриэн полностью предусмотренное). Сбор и передача сведений (в основном – о численности гарнизона) занимают полтора месяца (3 хода). Отправив Мэриэн с разведывательной миссией, вы вольны распоряжаться ходом дальше.
АРТЕФАКТЫ (завхозы – практически все по очереди)
В подземельях захваченных родовых замков ваших противников вас ожидают приятные и полезные находки – легендарные артефакты, обладание которыми сделает ваших и без того бравых героев на порядок опаснее для любого врага, будь то конный рыцарь или вооруженные до зубов всадники и солдаты гарнизона. Вот они, эти произведения оружейного искусства и науки:
Львиный Клинок (The Lion's Sword) – подарок, сделанный королю Филиппом II в признание его незаурядного мастерства в фехтовании. С украшенной тремя барельефами львов рукоятью, в умелых руках этот меч становится справедливым олицетворением своего девиза "Лев пробудился!" ("The lion has Awoken").
Лук из Крестового Похода (Bow of the Crusade) – изогнутый составной лук, привезенный одним из крестоносцев из Священной Земли в качестве трофея. Благодаря размещенным в древесной сердцевине дополнительным слоям упругого материала, обладает немыслимой убойной силой и способен пробивать насквозь даже металлические рыцарские щиты.
Копье сэра Уильяма Маршала (The Lance of Sir William the Marshal) – вам в руки попало личное оружие величайшего (так, по крайней мере, гласят легенды) чемпиона рыцарских турниров. Копье выполнено с великим мастерством, однако Маленький Джон, ремесленник-любитель, лишь раз взвесив его на ладони, утверждает, что сможет по образцу делать копья не хуже: ведь на турнирах рыцари имеют привычку ломать их. Что ж, если у него получится, сэр Уилфред Айвенхоу, несмотря на их с Джоном небольшие разногласия, будет бесконечно ему благодарен.
Болезнетворные Снаряды (Disease Payload) – между прочим, перед вами образец средневекового бактериологического оружия. Кипящие котлы со зловонной зеленой жидкостью, изобретенной алхимиками, запускаются при помощи катапульт в крепость, где, проливаясь на головы незадачливым защитникам, ослабляют их боевой дух и понижают эффективность в сражении.
Что особенно приятно – так это то, что легендарное оружие является не просто символической записью в дневнике и сухим добавлением мощи вашим героям, а нашло и отличное графическое отражение. К примеру, Львиный Клинок в руке Робина выглядит в бою просто изумительно.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ СОБЫТИЯ (меркурии – все понемножку)
В начале хода может неожиданно поступить сообщение от одного из ваших подопечных, в котором вам будет предложено принять участие в некотором действе, смириться с неким стихийным бедствием или расстаться с определенной суммой денег. Чуть подробнее об этих событиях:
- предложение атаковать конвой, сопровождающий пленных крестоносцев, вернувшихся на родину; опционально, вестник – Уилл, тип – засада на дороге, награда – золото, рыцари (Knights); рекомендуется соглашаться только от безделья, при полном благополучии, иначе потеряете ценный ход;
- сообщение о плененной знатной даме, которую можно спасти; опционально, вестник – Айвенго, тип – налет на замок; награда – слава, золото, ролик с обворожительной карасавицей в главной роли; вашему покорному слуге довелось выручать леди Ровену и Ребекку Йоркскую – клянусь честью, они того стоили;
- доклад о том, что ваших сборщиков податей ограбили; неотвратимо, вестник – Уилл, жанр – неистовые проклятья; результат – потеря части дохода на данном ходу;
- доклад о неурожае вследствие дурной погоды; неотвратимо, вестник – Уилл, жанр – угрюмое ворчание; результат – потеря практически всего дохода на данном ходу;
- сообщение о том, что в некотором регионе (по сторонам света) экономика процветает, что позволило собрать дополнительные подати; неотвратимо, вестник – Уилл, жанр – рабочее сообщение; результат – дополнительная прибыль с графств, находящихся в указанном регионе;
- предложение поучаствовать в благотворительности; опционально, вестник – брат Так, жанр – религиозное поучение; результат – расставание с приличной суммой денег в обмен на авторитет и "завтраки" на тему светлого будущего;
- весть о вступлении в ваши ряды прибывших в родную Англию крестоносцев; неотвратимо, вестник – брат Так, жанр – хвала Господу; результат – безвозмездное присоединение к вашей армии нескольких рыцарей (Knights).
СЮЖЕТНЫЕ СОБЫТИЯ (бенефис Робина!)
А вот эти события, если вы задались целью пройти игру, вам никак не миновать. Итак, о самых важных из них.
Поединок с шерифом Ноттингемским – несчастный шериф устал терпеть вечные насмешки и решил покончить с вами в схватке на мечах. После вашей победы (она дастся значительно легче, если вы уже получили Меч Льва) раненый Ноттингем бесславно погибнет от стрелы коварного убийцы, предназначавшейся вам. Заодно познакомитесь с Гаем Гизборном; содержание – одиночная схватка (Swordfight).
Похищение Мэриэн – Уил Скарлетт, чуть не плача от отчаянья, поведает вам, что Мэриэн так и не вернулась из разведывательной вылазки в Ноттингем (тоже сюжетной, к слову); содержание – всеобщая скорбь в ожидании вестей от похитителя, Гая Гизборна.
Поединок с Гаем Гизборном – Гай, как и обещал, не замедлил очутиться на вашем пути. Однако, одержав верх над этим уголовного вида амбалом, вы испытаете жестокое разочарование: наемник-душегуб не пожелает расстаться с секретом местонахождения Мэриэн, предположив скорую встречу с ней уже в ином мире; содержание – одиночная схватка (Swordfight).
Освобождение Мэриэн – наконец радостная весть! Всеми обожаемая Мэриэн найдена! Осталось только освободить ее из крепости. Обрушьте на оппонентов град своих ударов – и ваша любовь снова будет с вами; содержание – censored, то есть, налет на замок.
Предательство принца – вы уже открываете бочки с элем, чтобы отпраздновать успешное взятие королевского замка, занятого принцем Джоном? Самое время: подоспевшее к принцу подкрепление насладится хмельным напитком, ногами попирая ваши трупы.
Возвращение короля – да здравствует Ричард Львиное Сердце! Без его крестоносцев (100 рыцарей – мало вам?) вы вряд ли одержали бы верх над армией его нечестивого братца.
Поединок с принцем Джоном – последняя схватка, как водится, самая трудная, в основном благодаря слоновьему здоровью Джона. Однако против вашего Львиного Клинка долго не продержится ни один "прынц". Сделайте неудачнику ручкой, нанося последний удар. Король умер – да здравствует Король!
Вот все и встало на свои места. Айвенго приветствует Ричарда в тронном зале, Малютка Джон распускает по домам своих подуставших, но довольных солдат, а Робин Гуд, оставив королю его "головной убор" и посоветовав впредь тщательнее оберегать символ королевской власти, удаляется в Шервудский лес, где его ждут верные Весельчаки (Merry Men) и несравненная Мэриэн. За сим мы с ними и попрощаемся.
Кстати, в игре присутствует несколько концовок (мы приводим оптимальную), так что на досуге можете попробовать не платить выкуп за короля, не выручать Мэриэн... Но за психическое здоровье Робина и политическую ситуацию в Англии отныне в ответе будете вы.
ОБЩИЕ СОВЕТЫ
* Старайтесь проводить кампанию быстро: к сожалению, тут если не вы, то вас, а если не вас – то непременно принца Джона. Не дают расслабиться, никакой личной жизни...
* Пускайтесь в рейды только в тех случаях, когда у вас есть насущная потребность в деньгах или если вам совершенно нечего бояться на данном ходу (рубежи прикрыты, армия и гарнизоны внушительны, etc.). И тем не менее...
* Если на текущем ходу вам предложили освободить из плена даму, а на следующем будет хотя бы минимальная вероятность отбиться от наседающих армий врага – не раздумывая соглашайтесь: этих крошек нужно видеть!
* Не пренебрегайте рыцарскими турнирами: это хорошая возможность заработать деньги и даже получить земли, не пропуская хода.
* На каждом ходу следите за тем, чтобы ваша армия была укомплектована по максимуму – не жалейте на это средств, послушайтесь старину Джона: "Spend as much as you need – we can always steal more!"
* Велите повесить Уилла Скарлета и Така: от первого – ничего, кроме огорчений, от второго ущерба казне больше, чем от вражеских налетов.
* Не принимайте всерьез всего, что вам говорят: предыдущий совет, если вы еще не поняли, – шутка.
* И не забудьте отключить рулевую установку!
ГЕРОИ В ЛИЦАХ
Робин Гуд (Robin Hood). Кто не знает этого человека: бессменный главарь шервудской банды Веселых Разбойников (Merry Men), задорный проказник и молодой повеса, лучник, которому нет равных, чья удивительная меткость вошла в легенды наряду с небывалой щедростью и заботой о простом народе в родном Ноттингеме. И кто бы мог подумать, что на долю бесшабашного разбойничьего атамана однажды выпадет роль спасителя целой страны от разрушения изнутри – роль Защитника Короны.
Маленький Джон (Little John). Закадычный друг Робина, его правая рука во всех начинаниях, Малютка Джон, наделенный недюжинной комплекцией и силой, всегда мог постоять за себя и за своих друзей, какая бы опасность им не грозила. Но мог ли Джон представить, что когда-нибудь под его начало встанут целые армии, которые он поведет за собой через земли враждебных лордов, чтобы свергнуть с престола самозванца Джона, освободив его для истинного короля Англии?..
Marian (Мэриэн). Прелестное существо, некогда жившее среди английской знати, с виду хрупкая и нежная, но способная превращать свою душу и сердце в кремень, Мэриэн воспылала любовью к "презренному" лесному разбойнику. В свое время Робин положил немало сил на воссоединение со своей возлюбленной, невзирая ни на смертельные опасности, ни на разницу в происхождении, – перед любовью равны все. Теперь же настало время Мэриэн отплатить Робину за его храбрость и мужество той же монетой. Отбросив страхи и сомнения, она делает все, чтобы победа в общей войне досталась никому иному, как ее любимому.
Уилфред Айвенхоу (Wilfred Ivanhoe). Благородный рыцарь (воспетый самим Вальтером Скоттом, между прочим) Айвенго не может спокойно смотреть, как родная Англия на его глазах буквально разваливается на куски. Ради ее спасения он готов пойти на все – даже встать под знамена человека, которого в обычное время при встрече заколол бы на месте. Мэриэн убеждает рыцаря, что все, что бы ни сделал Робин, пойдет во благо их родной стране – и Уилфред доверяет свое копье и судьбу шервудскому разбойнику, чтобы вместе с ним бороться за правду во имя короля Ричарда Львиное Сердце.
Брат Так (Friar Tuck). Немолодой монах успел повидать многое на своем веку, но смотреть без боли на страдания народа так и не научился. Испросив милости Божьей, брат Так присоединяется к начинаниям Робина, дабы словом и делом помогать людям пережить смутное время и способствовать скорейшему возвращению короля на родину, ведь под гнетом постоянных войн старушке Англии и ее детям долго не протянуть.
Уилл Скарлетт (Will Scarlett). Молодой и импульсивный племянник Робина, пожалуй, живее всех переживает трагедию своей страны. Готовый ежеминутно биться с врагами, Уилл никак не желает понять нерешительность других, и сам делает все, что от него зависит, отдавая себя общему делу всецело и без остатка.
ПЛОХИЕ ПАРНИ
Шериф Ноттингемский (Sheriff of Nottingham). Заклятый враг Робин Гуда и всей Шервудской банды, шериф не в силах справиться с напастью и обезопасить "честных англичан". Доведенный проделками Робина до белого каления, шериф Ноттингемский собирает армию с намерением повести ее в Шервуд. Однако, получив достойный отпор, бросает попытки просить у кого-либо помощи в борьбе со злодеем и решает расправиться с ним сам.
Гай Гизборн (Guy of Gisbourne). Гроза Англии, мрачный и жестокий человек Гай Гизборн своим устрашающим видом представляет отражение собственной черной души. Виновный в гибели сотен человек, хладнокровный убийца не справляется с возложенной на него миссией – убить Робин Гуда. После этого он решает во что бы то ни стало избежать в будущем подобной ошибки. Благо, представляется прекрасный случай все исправить – женщина Робина практически приходит к нему на поклон, заявившись в одиночку в земли принца Джона.
Принц Джон (Prince John). Озлобленный на весь свет, Джон наконец получил то, чего так страстно желал, – неограниченную власть. Будучи ничем не стеснен в отсутствие брата, новоиспеченный владыка собирается показать Англии, что такое настоящий король. И Робин Гуд с остальными лордами могут сколько угодно барахтаться в попытках отнять у него корону – так просто он ее не отдаст.
ЕГО НЕ ЗОВУТ – ОН САМ ПРИХОДИТ
Робин Гуд (Robin Hood). Легенды о Робин Гуде уже много веков известны за пределами Великобритании. К нам с Туманного Альбиона тамошний фольклорный персонаж перекочевал с понятным любому школьнику именем – "Робин Гуд". Большинство переводит его имя (или народом придуманное прозвище) как "Робин Хороший", интуитивно ощущая, что в целом это недалеко от действительности. Однако, взглянув на английскую транскрипцию имени героя, человек может быть слегка озадачен – по-английски имя разбойника пишется "Robin Hood", и в точном переводе на русский будет обозначать "Малиновый плащ". Так, может быть, не отрицая душевной доброты щедрого бандита, люди и вовсе не знали его имени, а помнили и почитали веками безымянного борца за справедливость в малиновой накидке?
ДОСТОЙНАЯ ДОЧЬ ДОСТОЙНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Игра Robin Hood: Defender of the Crown – римейк цифровой забавы, вышедшей в те времена, когда современные мощности компьютеров грезились людям как, должно быть, братьям Райт представлялся бы Миг-29. Наряду с PC игра существовала на многих других платформах (Macintosh, Amiga, Atari, Commodore64).
И хотя была она сделана в основном по сюжету фильма "Ivanhoe" ("Айвенго"), во многих моментах вышедшая недавно игра как две капли воды похожа на свою прародительницу, с теми лишь различиями, что изобразительные технологии не стояли на месте, и внешней вид игры претерпел существенные преобразования.
Однако случайно попался на глаза артворк, используемый в современной игре в практически не изменившемся со времен предыдущей версии Defender of the Crown виде (вот этот, с "горнистами").
И, согласитесь, красавицы оригинального DotC не менее обольстительны, чем представительницы прекрасного пола, изображенные в его наследнике.