RISE OF NATIONS


Предлагаем вашему вниманию подборку самых полезных советов. Здесь собраны как мелкие, почти очевидные подсказки, так и серьезные тактические решения, благодаря которым вы сможете значительно повысить свой уровень игры.
Исследование карты – весьма немаловажный аспект игры. Не зная местонахождения соперника, невозможно подготовиться к отражению атак. Периодически следует посылать к противнику «в гости» разведчиков и смотреть, что нового он успел сделать. Как и любая продуманная стратегическая игра, Rise of Nations предполагает массу различных вариантов развития. Только имея полный набор сведений о сопернике, можно одержать над ним победу. Безусловно, при прочих равных условиях.
Если вы предпочтете испанцев, игра начнется с полностью открытой картой. Соперника на ней видно не будет, зато вы узнаете расположение лесов, гор, редких ресурсов.
Если вы боитесь забыть о скауте, лучше настройте его на автоматическое исследование. Пусть он будет ходить во всех направлениях – таким образом вы обязательно что-то исследуете. Хороший тон – самостоятельно назначать ему маршрут.
Помните о ресурсах. Даже если вам кажется, что их достаточно, не прекращайте строить новые фермы, лесопилки, шахты и нефтяные установки. Всегда могут возникнуть незапланированные расходы, и накопленные средства не покажутся такими уж лишними.
Лучшая защита – нападение. Максимально укрепить свою территорию и ждать атак соперника – далеко не лучший вариант. Во-первых, не занятая вами часть карты будет полностью в распоряжении врага. Едва вы выведете свои юниты из-под защиты башен и крепостей, как превосходящие силы противника не оставят никого в живых. Почему превосходящие? По той просто причине, что соперник, в отличие от вас, полкарты замками не застраивал. Кроме того, большая часть редких ресурсов будет в его владении.
Старайтесь как можно чаще беспокоить своего оппонента неожиданными атаками. Учтите, что, нападая на подразделение врага с фланга, вы нанесете ему на 50% больший урон. Атакуете с тыла – урон будет уже вдвое больше обычного.
Атакуйте группами, которые состоят из разных юнитов. Все боевые единицы эффективны лишь против определенных отрядов врага. Скажем, бороться с танками лучше всего при помощи гранатометов. Обычные пулеметчики существенной пользы не принесут. Если оппонент увидит, что вы явились на его территорию с отрядом простых пехотинцев, ничто не помешает ему быстро сделать пять-шесть танков и моментально отправить полсотни ваших солдат к праотцам. Поэтому даже зная, что большую часть армии соперника составляют автоматчики, берите с собой десяток-другой ребят с базуками.
Многие игроки предпочитают максимально долго копить силы, чтобы затем нанести решающий удар. Если против компьютера такая тактика вполне применима, то с живым оппонентом будет намного сложнее. Можно периодически подлавливать соперника на том, чего он не ждет, и наносить удары в уязвимые места. Проводите группы командос в тыл врага и уничтожайте построенные им "чудеса света". Периодически делайте набеги на вражеские источники ресурсов.
Если вы превосходите врага в развитии, атакуйте сразу же, как перейдете в новую эру и сделаете соответствующие апгрейды боевых единиц. Даже если у соперника будет больше солдат. С мушкетами против автоматов у него нет никаких шансов.
Не забывайте лечить свои юниты. Многие игроки даже не подозревают о такой возможности! Любая боевая единица может восстанавливать свое здоровье, находясь внутри здания, где она появилась на свет. Если вы играете за Францию или построили "чудо света" Версаль, все юниты будут лечиться, находясь в радиусе действия вагончиков с продовольствием.
Строить здания, отвечающие за производство войск, следует как можно ближе к границе. Причина очевидна: вы всегда сможете подлечить солдат после тяжелой битвы. И для этого не придется бегать через всю карту.
В принципе, испокон веков в стратегиях существуют три пути развития. Во-первых, можно изначально сконцентрироваться на увеличении военной мощи. Во-вторых, вам позволяется развивать экономику и делать упор на исследованиях. В-третьих, можно быстро подготовить раннюю атаку – раш. Выбрав какой-то из этих вариантов, четко следуйте поставленной цели. Если вы начнете готовить раш, а потом передумаете, ничего хорошего из этого не получится. Пока вы будете перестраивать свою игру, противник превзойдет вашу цивилизацию в развитии.
Кстати, учтите, что раш в Rise of Nations немного отличается от подобной тактики в большинстве других стратегий. Дело в том, что несколько юнитов в любом случае не смогут захватить столицу врага – без осадных единиц будет тяжело довести до нуля запас прочности главного здания. Но вот хорошенько потрепать экономику врага на ранних стадиях игры никогда не помешает. Даже если противник не сдастся, увидев, что серьезно проигрывает по очкам, вынести его через десяток минут проблем не составит.
Стройте города и здания как можно ближе друг к другу – так лучше отражать атаки соперника. По крайней мере, вам не придется бегать через полкарты от одного города к другому.
Если же вы решили преимущественно атаковать, располагайте здания как можно дальше друг от друга. Так вы захватите большую часть карты, и вам проще будет перебросить юниты к вражеским городам.
Ставьте экономические здания подальше от границы с противником, а военные – как можно ближе к ней. Враг не узнает точных данных о вашей экономике, пока не доберется до столицы (в противном случае, смысла что-то скрывать уже не будет). В то же время вы всегда сможете произвести дополнительные юниты и послать их сразу на передовую.
Стройте защитные башни около своих городов. Причем не только с той стороны, откуда должен прийти соперник. Башня, расположенная за городом, подальше от врага, конечно, не помешает его юнитам завладеть населенным пунктом. Однако если это случится, она начнет стрелять по главному зданию, и вы сможете тут же захватить его.
Покупать на рынке ресурсы нужно не только когда их не хватает. Если у вас есть лишние деньги, потратьте их на что-нибудь. Цены поднимутся, и противнику вынужденные закупки обойдутся дороже. Если вы превосходите оппонента в развитии, можете быстро скупить нефть. Этот ресурс, после появления, превращается едва ли не в основной, и без него противникам придется туго.
Ядерное оружие способно решить исход игры моментально. Одна ракета – и войска вашего соперника дружно клеят ласты. Только не увлекайтесь. Если во время одной битвы произойдет десять ядерных взрывов, наступит Армагеддон, и всем игрокам будет засчитано поражение.
Попав на территорию врага и уничтожив его юниты, первым делом принимайтесь за военные здания. Будет обидно, если враг отобьется вновь изготовленными войсками. Не переставайте постоянно засылать в район боя (вернее, теперь уже погрома) подкрепление.
Старайтесь пользоваться специальными способностями вашей нации. Соответственно, перед началом игры выбирайте ту сторону, преимущества которой наиболее полно удовлетворяют ваши запросы. Хотите больше нападать, выбирайте «атакующую нацию». Предпочитаете долгое развитие – обратите внимание на расы с соответствующими параметрами и т.д.
Заработанные награды (Tribute) можно тратить на увеличение силы городов и на покупку карт. Чем сильнее ваш город, тем в более выгодных условиях вы начинаете игру. Бонусы нужны для получения преимуществ в любом удобном вам бое. Карты с красным фоном применяются прямо на стратегической карте. Если же фон синий, то такую карту вы сможете использовать лишь в сражении, активировав ее в начале битвы.
Используйте карты с умом. Самые сильные берегите и применяйте их при атаках столиц вражеских наций.
Многим кажется, что за время, отведенное для кампании, завоевать весь мир нереально. Подсказка: для того чтобы в ваше владение перешли все регионы, принадлежащие определенной нации, завоюйте столицу. На самом деле двадцать один ход – это крайность. Все можно сделать гораздо быстрее.
Не стесняйтесь прибегать к дипломатии, особенно на высоком уровне сложности. Всегда приятно получить подкрепление в тяжелой битве и обезопасить себя на некоторое время от атак соседа.
Эффекты от нескольких заводов по переработке нефти складываются. Одно здание увеличит добычу на 33%, два – на 66% и т.д.
Не забывайте о войсках ПВО. Огромная армия может быть стерта в порошок несколькими самолетами.
Имейте в виду, что взрывная волна от выстрелов ваших орудий наносит урон как вражеским, так и союзным юнитам.
Редкие ресурсы
Алюминий (Aluminium): +20 металл (Metal), +20 нефть (Oil)
Стоимость самолетов снижается на 15% / их скорость возрастает на 25%.
Янтарь (Amber): +10 древесина (Wood), +10 золото (Gold)
Цена продаж на рынке увеличивается на 10%, цена покупки уменьшается на столько же.
Бизоны (Bison): +20 еда (Food)
Исследования в зернохранилище (Granary) стоят на 33% дешевле.
Цитрусовые (Citrus): +10 еда (Food), +10 древесина (Wood)
Корабли в море восстанавливают свои жизни автоматически.
Топливо (Coal): +15 знание (Knowledge), +15 металл (Metal)
Снижает все затраты дерева на 25%.
Медь (Copper): +30 металл (Metal)
Завод (Factory) и судоремонтный завод (Dock) получают на 20% больший уровень жизни.
Хлопок (Cotton): +20 древесина (Wood)
Время производства в казарме (Barracks), конюшнях (Stables) и на судоремонтном заводе (Dock) снижается на 25%.
Бриллианты (Diamonds): +20 золото (Gold)
Ограничение торговли (Commerce) увеличивается на 10%.
Краска (Dye): +10 еда (Food), +10 знание (Knowledge)
Цена гражданских (Civic) исследований уменьшается на 25%.
Меха (Furs): +10 еда (Food), +10 металл (Metal)
Цена военных (Military) исследований уменьшается на 25%.
Драгоценные камни (Gems): +10 золото (Gold), +10 знание (Knowledge)
Границы вашей страны увеличиваются на +2.
Кони (Horses): +15 еда (Food), +15 металл (Metal)
Цена юнитов в конюшнях (Stables) уменьшается на 15%.
Мрамор (Marble): +10 еда (Food), +10 металл (Metal)
Цена постройки "чудес света" уменьшается на 10%.
Обсидиан (Obsidian): +10 знание (Knowledge), +10 металл (Metal)
Лучники, башни, форты и города получают +1 к наносимому урону.
Папирус (Papyrus): +10 древесина (Wood), +10 знание (Knowledge)
Цена научных (Science) исследований уменьшается на 25%.
Павлины (Peacocks): +15 золото (Gold), +15 металл (Metal)
На 10% увеличивается население. ???Лимит не может увеличиться???
Реликвии (Relics): +20 знание (Knowledge)
Время исследований и апгрейдов уменьшается на 33%.
Каучук (Rubber): +20 древесина (Wood), +20 нефть (Oil)
Цена юнитов на автоматической установке (Auto Plant) уменьшается на 15%.
Соль (Salt): +10 древесина (Wood), +10 металл (Metal)
Цена исследований торговли (Commerce) уменьшается на 25%.
Шелк (Silk): +10 древесина (Wood), +10 золото (Gold)
Цена исследований торговли (Commerce) уменьшается на 25%.
Серебро (Silver): +10 золото (Gold), +10 металл (Metal)
Цена перехода в следующую эпоху уменьшается на 15%.
Специи (Spice): +10 еда (Food), +10 знание (Knowledge)
Прибыль от караванов увеличивается на 20%.
Сахар (Sugar): +10 еда (Food), +10 древесина (Wood)
Все затраты еды снижаются на 10%.
Сера (Sulphur): +15 золото (Gold), +15 металл (Metal)
Цена осадных юнитов и артиллерии снижается на 20%.
Титан (Titanium): +20 еда (Food), +20 нефть (Oil)
Последствия истощения (Attrition) на вражеской территории уменьшаются на 50%.
Табак (Tobacco): +10 золото (Gold), +10 знание (Knowledge)
Здания и "чудеса света" строятся на 10% быстрее.
Уран (Uranium): +20 знание (Knowledge), +20 нефть (Oil)
Ядерные ракеты производятся на 10% быстрее и стоят на 5% дешевле.
Вино (Wine): +10 еда (Food), +10 знание (Knowledge)
Цена апгрейдов юнитов ниже на 20%.
Шерсть (Wool): +10 древесина (Wood), +10 знание (Knowledge)
Горожане производятся на 33% быстрее и стоят на 15% дешевле.
Киты (Whales): +10 еда (Food), +10 металл (Metal)
Скорость кораблей увеличивается на 20%.
Самые горячие клавиши, о существовании которых никто не догадывается
Клавиши [F], [T], [M] и [G] позволяют вам быстро продать 100 единиц еды, леса, металла и нефти, соответственно. Те же клавиши с нажатым [Shift] позволяют приобрести то же количество тех же ресурсов.
Выбрав юнита и нажав на [Home], вы автоматически выберете все юниты этого типа.
Нажав на [.], можно выбрать свободного крестьянина. Нажав на [.] два раза – всех незанятых крестьян. Трижды – всех крестьян вообще. То же самое справедливо для военных юнитов, если нажимать [,].
Если вы выберете несколько боевых единиц и щелкните правой кнопкой мыши на вражеском здании, предварительно нажав [Alt], атаковать постройку будут только осадные юниты (они наносят зданиям наибольший урон). Остальные воины займут оборонительную позицию и будут защищать технику.