Страна Игр, номер #230

Страна Игр, номер #230

МАРТ 2007 г.

Europa Universalis III

Олег Хажинский omx@gameland.ru

Страна Игр, номер #230, стр. 230-112-3


Впрочем, я слегка сгущаю краски. Культурное потрясение от знакомства с EU3 возникает вовсе не от сложности правил (игра достаточно просто устроена) или перегруженного интерфейса (любая операция делается в два щелчка мыши). Причина глубже: запуская очередную стратегическую игру, мы готовим себя только к одной цели – полной и безоговорочной победе. В роли полководца мы хотим разбить армии врага. В роли императора мы собираемся завоевать весь мир, никак не меньше. Разработчики с удовольствием играют на нашем честолюбии: классическая партия в Civilization, в каких бы условиях она ни начинались, заканчивается захватом земного шара.

Очутившись в сумрачных, кабинетных пространствах «Европы», мы ведем себя так же, как и обычно – строим крепости, копим военный потенциал, колонизируем новые территории и объявляем войны соседям, желая любой ценой перекрасить карту мира в свои национальные цвета. Однако эта игра устроена по-другому. Выбирая одну из двухсот с лишним сторон, вы должны понимать что, вполне возможно, за все триста лет предстоящей истории так и останетесь государством «третьего мира», в стороне от крупных политических или военных конфликтов, другими словами – НЕ СМОЖЕТЕ ВЫИГРАТЬ.

Отказавшись от территориальных претензий, попробуйте построить государство с крепкой экономикой и довольными гражданами, разошлите дипломатов в сопредельные страны и привыкайте к правилам игры на политической арене. Развивайте науку и торговлю, крепите армию для обороны рубежей, но даже не думайте о войне, пока не ощутите достаточную поддержку в стране. Освоившись с интерфейсом и разобравшись в хитросплетениях политических связей, можно подумать о маленькой победоносной (или не очень) войне или колониальной экспедиции. Выбирая жертву для нападения, необходимо быть крайне осмотрительным – маленький сосед может иметь могущественных союзников, оказаться связанным с другими странами невидимыми нитями монарших браков, торговых соглашений или военных гарантий. Бездумная атака на сопредельное государство – и вот вы уже втянуты в войну со всем миром, а ваша репутация безнадежно загублена. «Ничего страшного, если вас разобьют и вы лишитесь нескольких территорий взамен на подписание мирного договора, – успокаивают авторы игры – колоссальное поражение учит нас больше, чем череда маленьких побед».

В отличие от других «имперских» игр, выбор «точки старта» в EU3 имеет решающее значение. Чтобы «распробовать» игру во всей ее многогранности, стоит сыграть несколько партий за различные страны. К примеру, если вы хотите посвятить себя исследованию и колонизации мира, выберите Португалию. Заключите мирные соглашения с Испанией и Францией – и пусть союзники «прикроют» вас от ужасов войны в Европе. Откажитесь от участия в боевых действиях и все ресурсы вкладывайте в освоение новых территорий – ведь в этой игре можно колонизировать все континенты, кроме Антарктиды. Хотите войны? Играйте за Московию. Русские морозы, бессмысленные и беспощадные, защитят вас крепче любых стен: колонизируйте восток и расширяйте рубежи на западе в череде бесконечных войн. Хочется легкой жизни? Франция или Испания: огромная военная мощь позволяет с легкостью отвоевывать новые территории, однако если вовремя не остановиться, весь мир ополчится против вас – ни одна экономика не выдержит столько войн сразу. Ну а тем, кто не ищет легких путей, советую выбрать что-нибудь вроде Эфиопии и попытаться вывести африканскую державу в лидеры просвещенной Европы. Эту достойную цель уже выбрали несколько умудренных опытом EU-игроков. Следите за их отчетами.

Назад на стр. 230-112-2  Содержание  Вперед на стр. 230-112-4