Страна Игр, номер #230

Страна Игр, номер #230

МАРТ 2007 г.

Банзай!

Игорь Сонин

Страна Игр, номер #230, стр. 230-182-1


zontique@gameland.ru

Название: Современная музыка в Японии

Направления: J-pop, J-rock

Фабрика звезд: Morning Musume

Поп-дивы: Утада Хикару, Аюми Хамасаки, Куми Кода

Рок-легенды: the pillows, Гакт, Glay, Orange Range

В аниме, в магазинах, на радио, в видеоиграх, в рекламе, в телесериалах и даже в заставках новостных программ - всюду японца преследует популярная музыка. Небольшая, в сущности, страна обладает огромным музыкальным рынком, новые песни появляются по дюжине в час, и даже ни одна интерактивная графическая новелла с сомнительным содержанием не может выйти без главной темы, исполненной более-менее профессиональной певицей. Звезды зажигаются и гаснут быстрее, чем где-либо еще в мире, и продержаться на сцене десять лет - феноменальный успех, достичь которого удается лишь избранным. Этот материал не претендует на то, чтобы быть энциклопедическим или всеобъемлющим. Многие достойные музыканты (L'Arc~en~Ciel, BOA, TM Revolution, X Japan, Dir en grey - и это лишь малая толика!) сознательно были оставлены за кадром, и сегодня мы пронесемся галопом по европам, взглянув на исполнителей, которых, пожалуй, стоит знать каждому.

Откуда берутся будущие звезды? Рассказывая о японской музыке, нельзя не упомянуть замечательную девичью группу Morning Musume, которая существует уже десять лет, а средний возраст участниц так и не превысил двадцать. Это образец группы молоденьких девочек-припевочек, которыми управляет серый кардинал-продюсер, в нашем случае, гениальный Мицуо «Цунку» Терада. Morning Musume - это фабрика звезд с постоянно меняющимся составом. Когда одна из участниц вырастает и покидает группу (часто ради успешной сольной карьеры), Цунку проводит пробы и выбирает замену из тысяч пришедших девушек. Стиль Morning Musume - веселые, «утренние» песни, много танцев и неизменно симпатичные девушки. По телевидению даже идет специальная программа Hello! Morning, посвященная только этой компашке. Morning Musume - это жизнелюбивый, бурлящий хаос: кто-то приходит, кто-то уходит, кто-то на концерте хватает кого-то за попу, от команды то и дело отпочковываются сезонные группки вроде в лучшем смысле слова идиотской MiniMoni (требование к участницам: рост не больше 150 сантиметров!). Аудиофилы вряд ли найдут в ней что-то ценное, но первые места в чартах девчонки берут исправно, а Япония смотрит и радуется.

Некоторых в Morning Musume не берут. Куми Коду, например, не взяли. Она обиделась и стала делать карьеру сама: долго, трудно, раз за разом проваливаясь. Успех пришел, откуда не ждали: песня Real Emotion, главная тема Final Fantasy X, вывела певицу в высшую лигу. По итогам прошлого года Кода была названа самой коммерчески успешной певицей, а её свежий альбом Black Cherry в начале 2007-го уже опередил ближайшего конкурента более чем в два раза (950 тысяч копий против 400 тысяч у альбома Heart Юны Ито). Коммерческий успех это, конечно, хорошо, но и талантом тоже обладать надо. Если Кума Кода - это дерзкая выскочка, напором пробившая себе путь на вершину, то Утада Хикару - ребенок из высшего общества, талантливая и спокойная девушка, которой не нужно никому ничего доказывать. Успех словно бы всегда принадлежал ей. Утада, ласково прозванная «Хикки», выросла в японской семье, жившей в Нью-Йорке. Её отец работал продюсером, мать была певицей. Проведя детство в США и Японии, Утада научилась свободного говорить на двух языках и впитала в себя лучшее, что было в каждой культуре. Уже в тринадцать лет Утада записывала свои первые песни, в пятнадцать ее альбомы расходились стотысячными тиражами, в шестнадцать она вошла в список ста богатейших людей Японии. Важно заметить, что Утада не только обладает прекрасным голосом, но часто сама сочиняет музыку и пишет слова к своим песням. Её концертные записи почти не отличаются от студийных, не то что у Аюми Хамасаки, которая на концерте едва держит голос на сложнейшем припеве своей композиции Evolution. Двадцативосьмилетняя Аюми обладает негласным титулом «королевы японской поп-музыки», и не зря именно она появилась на обложке Time, когда авторитетный журнал посвятил номер японской поп-сцене. Перечисление её наград займёт не одну страницу, каждый из одиннадцати её последних альбомов после выхода занимал в чарте высшую строчку. 28 марта 2001 года в один день вышли альбомы A Best Хамасаки и Distance Хикару, но победитель так и не был выявлен: первая строчка доставалась то одному, то другому сборнику. Хамасаки известна также за необычные художественные музыкальные клипы, которые вы часто можете видеть на наших дисках.

Содержание  Вперед на стр. 230-182-2