Страна Игр, номер #230

Страна Игр, номер #230

МАРТ 2007 г.

Фабрика кукол

Яна Сугак kairai@pisem.net

Страна Игр, номер #230, стр. 230-084-1


К персонажам игр часто относятся, как к живым людям. Их любят, ненавидят, жалеют. Помнят дату рождения. С пеной у рта защищают на форумах. Мечтают пожать руку. Но заслуживают ли выдуманные персонажи такое отношение?

Начнем с того, что персонажи игр неполноценны. Все знают, кто такая Барби, правда? Красивое личико, тематически подобранная одежда и идеальный мужчина Кен под боком. Барби стала настоящим символом эпохи и образцом для подражания для миллионов девочек-подростков. Увы, не секс-символом - ведь под одеждой скрывается тело, лишенное признаков пола. Конечно, детской игрушке Барби это и не требуется. А как насчет Данте Спарды или Айрис Гейнсборо? Я бы рискнула сказать: то, чего художник не нарисовал, не существует. Очень хорошо эту проблему описал Сергей Лукьяненко в первой главе "Фальшивых зеркал".

Оставим тему признаков – журнал, как иногда любят говорить, читают маленькие дети. Но ведь в описании личностей персонажей тоже зияют огромные белые пятна. Сценаристы продумывают лишь те черты, что непосредственно касаются развития сюжета, и лишь обозначают остальные. Мы можем спорить, кого на самом деле любит Клауд – Тифу, Айрис или Сефирота. Но не знаем, какую музыку он любит слушать, умеет ли он прилично вести себя за столом, часто ли принимает душ и не ковыряется ли в носу. Что уж говорить о менее важных персонажах? Сценаристы обходятся стандартным набором черт характера: храбрый или трусливый, меркантильный или бессеребренник, веселый или пессимист, честный или себе на уме, бабник или женоненавистник. Достаточно взять один удачный набор персонажей, перетасовать их характеристики, и перед нами – вуаля! - новая команда спасителей мира. Так ребенок собирает из кубиков слова из трех букв. Может выстроить "МИР", а может – и что-то непечатное. Но за пределы кубиков с буквами его фантазия не выходит.

Именно вниманием к малозначимым на первый взгляд деталям игры сильно уступают кино и литературе. В романе, волей-неволей, автор подробно расскажет, как рыцарь чавкает, поглощая походный бутерброд, как крошки от эльфийской лепешки застревают в бороде гнома. В фильме зритель непременно подметит все эти детали. Даже если режиссер и не задумывал ничего подобного, камера беспристрастно запечатлеет все действия актеров. Они же люди, и действуют как люди. А пленке в камере все равно, насколько сложны действия в кадре. В играх все не так. Что сочтут нужным смоделировать - то и смоделируют. Каждая лишняя крошка в бороде - деньги и время. И ладно бы это касалось только видеоряда. Но и диалоги в играх чаще всего утилитарны. Персонажи говорят то, что должен услышать геймер, чтобы понять сюжет игры. Мелкие подробности остаются за кадром. А вместе с ними – и правдоподобность игры.

Отдельная тема - одежда героев. Вы никогда не задумывались, почему «ярких» персонажей Final Fantasy целиком и полностью определяют их костюмы? Кто помнит лица Тифы или Риноа и готов поручиться, что узнает их в толпе консольно-анимешных героинь? Как правило, от начала и до конца игры персонажи игр ходят в одном и том же костюме - плавают под водой, покоряют горные вершины, штурмуют канализацию или замок Дракулы. И как с гуся вода! Разработчиков, увы, такие казусы не волнуют. Они разве что готовы подумать над тем, чтобы у героев реалистично отображались оружие и броня. Приятное исключение - файтинги; там принято сочинять для персонажей несколько вариантов костюмов. Но именно в файтингах это не несет ровным счетом никакого смысла – украшательство одно и туфли на шпильках. Более приятное исключение - Final Fantasy X-2. У каждой героини есть десяток с лишним комплектов одежды в одном, хорошо узнаваемом стиле. И они подобраны не под настроение геймера, а под класс бойца. Увы, в других играх костюмы обычно подобраны под настроение художника, который нарисовал их, когда геймплей существовал только на бумаге. Зато таких героинь поклонницам несложно изображать - нацепила несколько тряпочек правильного цвета, надела сапожки, взяла в руки жезл, заучила две-три позы, и все верят, что ты и есть настоящая Юна.

Содержание  Вперед на стр. 230-084-2