Страна Игр, номер #228

Страна Игр, номер #228

ФЕВРАЛЬ 2007 г.

SNK: Жизнь после смерти

Константин "Wren" Говорун

Страна Игр, номер #228, стр. 228-044-1


govorun@gameland.ru

Хмурым утром 30 октября 2001 года на сайте Gameland Online появилась новость о банкротстве SNK. Тогдашний наш автор, Ксения Королева, написала: «Закрытие SNK - конец целой эпохи». Преувеличение? Вовсе нет - это событие, сравнимое с уходом Sega из бизнеса по производству приставок и коллапсом Interplay. Чуть позже, в 108 номере «Страны Игр» я при поддержке Валерия Корнеева и Александра Щербакова подготовил материал «Жизнь, смерть и воскрешение SNK». История о потере компанией самостоятельности, банкротстве и дележе наследства вышла очень занимательной. Увы, не все детали подковерной возни были тогда известны, и будущее King of Fighters и Metal Slug казалось туманным. Сейчас – другое дело.

Пять с лишним лет назад я мог только гадать: “Немалое количество компаний, непонятно каким боком относящихся к SNK, выпрыгивает из ниоткуда с завидным постоянством. Честно говоря, что конкретно было куплено, кем, когда, почему, и кто будет делать какие игры - так до конца и не понятно». С подозрением я тогда отнесся и к появившейся из ниоткуда компании Playmore. Но, прежде чем объяснить, что же произошло с SNK, сначала необходимо ознакомить вас с предысторией.

В 1978 году SNK основал некто Эйкити Кавасаки, и поначалу он хотел работать над железом и софтом для крупных корпораций. Однако бум аркадных автоматов сильно его впечатлил, и бизнесмен решил найти для своей компании место на этом празднике жизни. Так родилась SNK, которую мы знаем. Геймерам, да и игровым журналистам, имя Эйкити Кавасаки не очень знакомо - он не появляется на выставках и не раздает налево и направо интервью западной прессе. Вряд ли ему нечего сказать людям, просто английский язык, как и большинство японцев, он знает плохо. А еще Кавасаки очень стесняется фотографироваться. О видеосъемках и вовсе речи быть не может. Меж тем, Кавасаки – не всего лишь бизнесмен с тонким чутьём. В большинстве хитов от SNK начала 90-х годов (например, Fatal Fury, Samurai Shodown, Robo Army) Кавасаки значится как продюсер. Это не формальная должность: руководитель компании не просто платил зарплату программистам с дизайнерами и требовал сделать все круто. Кавасаки в юности был боксером и знает толк в восточных единоборствах. Если продюсеру не нравилось, как бойцы Fatal Fury наносят удары, он закатывал рукава пиджака и лично показывал, как все выглядит на самом деле. Наверное, поэтому подчиненные до сих пор немного побаиваются своего босса.

Компания росла и выходила на все новые и новые рынки, а Кавасаки все меньше занимался играми и больше – бизнесом. Печально, но именно это стремление к экспансии и подорвало положение SNK. Нет бы делать спокойно двухмерные хиты для аркадной и домашней версий NeoGeo да готовить потихоньку железо NeoGeo 2. Вместо этого компания ударилась в эксперименты с CD-приводом для консоли NeoGeo AES, а затем и вступила в соперничество с Nintendo, выпустив портативную игровую систему Neo Geo Pocket (позже - Neo Geo Pocket Color). Увы, за обоими аппаратами не стояло никакой Идеи с большой буквы, а ресурсов играть против грандов индустрии на их поле у SNK не нашлось.

Содержание  Вперед на стр. 228-044-2