Страна Игр, номер #228

Страна Игр, номер #228

ФЕВРАЛЬ 2007 г.

Банзай!

Игорь Сонин

Страна Игр, номер #228, стр. 228-182-1


zontique@gameland.ru

Аниме: «За облаками» (2004), «Голос далёкой звезды» (2002)

Режиссер: Макото Синкай

Композитор: Тенмон

Издатель: XL Media

Наш рейтинг: 5/5

Макото Синкай

Пословица утверждает: «один в поле не воин». В мире современной медиа-культуры эта народная мудрость как нельзя более справедлива. Многие художники и мангаки начинают в одиночку, но среди создателей аниме игра идёт по другим правилам. Если ты возглавляешь команду, то уже не можешь делать то, что хочется, отчитываясь перед собой; ты выполняешь заказ продюсера и держишь ответ перед начальниками. Редкий режиссёр получает полную свободу творчества, ведь он отвечает за целую студию, и коммерческий провал недопустим. Само словосочетание «аниматор-одиночка» вызывает усмешку: на что, простите, он будет жить? Удивительная история «свободного» режиссера Макото Синкая - редчайший пример того, как в битве со злом победило не бабло, а добро и талант.

Синкай родился в 1973-ем году недалеко от Токио, в университете изучал японскую литературу. Получив диплом, он устроился в не самую маленькую компанию по разработке компьютерных и видеоигр, где пять лет занимался дизайном и анимацией видеороликов. Вскоре он осознал тщетность будничной работы и понял, что застрял на одном уровне, не приобретает новых навыков и не развивает старые. К двадцати четырём годам Синкай в свободное время начал экспериментировать с «домашней» анимацией. Вскоре появился черно-белый пятиминутный фильм «Девушка и Кот», ставший переломным в жизни талантливого парня. Это была полностью некоммерческое начинание, фильм распространялся на аниме-конвентах на CD-R-болванках, которые Синкай писал по вечерам на домашнем компьютере, но несмотря на это он всё равно привлёк внимание больших игроков, увидевших потенциал в молодом аниматоре. «Девушка и Кот» - последняя анимационная лента, созданная Синкаем полностью в одиночку: монолог он записал на микрофон в свой комнате, а звук работы флуоресцентных ламп получил, постукивая заколкой по стеклу.

Компания CoMix Wave нашла возможность поддержать Синкая, но с одним условием: поддержка и помощь - разные вещи. Компания давала строго ограниченные гарантии, связанные, в основном, с финансированием и дистрибуцией, а вся творческая работа оставалась на начинающем режиссере. Одно время он совмещал карьеры разработчика и аниматора, но вскоре плюнул на игры и с головой погрузился в создание двадцатиминутного «Голоса далёкой звезды». Больше полугода Синкай провел за монитором домашнего «Макинтоша», в обычных, всем доступных программах создавая свой первый большой анимационный фильм - таким, каким видел его сам, не подстраиваясь под продюсеров и зрителей. На ранних раскадровках видишь пометки от руки: «Отлично придумано! А сделать-то это как?» По ходу работы осваивая мастерство аниматора, монтажера и режиссера, Синкай трудился, не покладая рук. Ещё в статье, посвященной «Девушке и Коту», он написал: «Фильм требует так много труда. Фильм не приносит денег. По уровню качества он остается лишь имитацией или посвящением коммерческим произведениям... Сколько людей в мире готовы смотреть фильмы, выполненные кем-то в одиночку?» Оказалось - миллионы, если твоя работа из тех, что могут затронуть струны человеческой души.

Содержание  Вперед на стр. 228-182-2