Страна Игр, номер #228

Страна Игр, номер #228

ФЕВРАЛЬ 2007 г.

Откуда есть пошли казуальные игры на Руси

Александр Лысковский

Страна Игр, номер #228, стр. 228-096-1


генеральный директор Alawar Entertainment

Так уж сложилось, что писать на русском языке про рынок казуальных игр обычно просят меня. Но те, кто работает в игровой индустрии, и так все про него знают. А те, кто только собирается, – легко найдут нужную информацию и на русском, и на английском языках. Для геймеров же гораздо важнее найти сами игры. Скачать кое-что интересное можно с этих сайтов: http://games.mail.ru/shareware, http://games.rambler.ru/shareware.html, http://www.alawar.ru, http://www.nevosoft.ru, http://www.realore.ru и http://www.kochka.ru. А я решил написать про то, откуда взялся типичный русский разработчик казуальных игр, откуда он приходит сейчас и откуда его ждать завтра.

Началось все году в 1995, когда деревья были повыше, а компьютеры помедленнее. Spectrum был еще живее всех живых, а мониторы напоминали аквариумы. Талантливая, не побоюсь этого слова, молодежь, в основном, студенческая, а зачастую и просто школьная, очень хотела делать компьютерные игры. Кто помнит те времена и те названия – «King’s Bounty», «Civilization», «Doom», «Duke Nukem» – наверняка понимают, что московским игроделам было проще: все-таки там уже имелись компании, которые создавали игры, и туда брали программистов. В провинции сложнее – там именно играми и не пахло, вот АРМ какой-нибудь разрабатывать или там бухгалтерию автоматизировать – пожалуйста. И шли эти люди программировать бухгалтерию, а по вечерам и выходным делать игры. Кому повезло – делали на PC, кому не повезло – на Spectrum'ах (они дешевле, да и, честно признаться, проще в освоении). Большие игры в одиночку создают только люди вроде Криса Сойера, а сбиваться в команду, даже неформальную и не обремененную юридическим лицом, было в те времена при отсутствии нормального Интернета довольно сложно. Вот и писали в одиночку или вдвоем-втроем маленькие простые игры – как раз то, что сейчас принято называть Casual Games – платформеры, "арканоиды", "лайнс", тетрисы, гонки, головоломки и т.д. В основном, складывали в стол, выкладывали на BBS, показывали друзьям или просто теряли при переезде с Windows 95 на Windows 98.

Но кто-то даже продавал их через Интернет на Западе. В основном по схеме Try-before-you-buy (сперва попробуй, потом купи), то есть условно-бесплатной (shareware) лицензии. Из тех, кто «продавал через Интернет», и родились в конце прошлого и начале нынешнего века компании, составившие костяк сегодняшней российской казуальной игровой индустрии. Alawar – одна их таких компаний. И про "Алавар", и про другие могу сказать: было сложно. Удаленность от «столиц» мешала всему – поиску кадров, общению с партнерами, обналичиванию чеков от американских издателей (чеки это целая песня, про то, как на них реагировал новосибирский Сбербанк в 1999 году, я могу рассказывать часами), покупке сложных компьютерных железок, знакомствам с прессой, поиску денег на развитие, наконец. Сложнее, чем провинциальному casual-games разработчику, было, наверное, только компании Elemental Games из Владивостока, создавшей там – на другом конце Земли – такие замечательные проекты, как «Генералы» и «Космические Рейнджеры». Но многие выжили, окрепли, обросли сотрудниками, московскими и американскими офисами, и теперь им (нам) уже ничего не страшно.

Содержание  Вперед на стр. 228-096-2